«Вий»: инфернальная анатомия. Часть 3

Но наиболее оригинальной и самобытной фантазией фильма стала самая разнообразная нечисть. Особый акцент сделан на «среду обитания потусторонних сил»

Корпорация монстров

Но наиболее оригинальной и самобытной фантазией фильма стала самая разнообразная нечисть. Особый акцент сделан на «среду обитания потусторонних сил». Один из ее главных компонентов – вездесущие живые корни, изготовленные из разнообразных материалов департаментом по спецэффектам, а затем размноженные на CG. «Все кадры, где живые корни контачат с актером, где нужно видеть их рефлексы, объем, светотень, снимались на площадке. Их структура, поведение, движение – это результат полноценного сотрудничества визуальных и практических эффектов», – комментирует Петр Горшенин. В сцене третьей ночи CG-специалисты поработали над «бегающими грибами» – субперсонажами, возникшими в ходе работы над картиной.

Другая великолепная находка картины – «антиангелочки», вылезающие из пельменей (прозванные на съемках «фаршиками»). Причем, по словам Горшенина, это был редкий случай,

когда образ пришел как озарение, без предварительного эскиза: «Из идеи сразу родился скульптурный слепок. Мы проработали стадии эволюции персонажа от личинки до готового существа: крылышки в зародыше, хвост. Одного из них мы отдали для 3D-сканирования. Другого сделали сами: у него открывается рот, внутри – механизмы, которые шевелятся». Совместно специалисты по спецэффектам и компьютерной графике придумали, как снять саму тарелку с пельменями: ее разделили на секторы, и достаточно было снять один сектор с двумя вылезающими «фаршиками» и шевелящимися пельменями, чтобы затем размножить образ на разных стадиях.

Концептам казаков-оборотней, превращающихся в невиданных монстров, позавидовал бы не один западный кинематографист. Авторы «Вия» решили создать несколько самостоятельных, неодинаковых персонажей, придав им максимум индивидуальности, но при этом постарались сохранить колорит эпохи. «Мы делаем не американский ужастик, а экранизируем российско-украинскую классику. Поэтому для меня было важно, чтобы монстры не окончательно теряли свои казацкие черты. Получилось очень необычно. Мы сохранили самобытность и при этом избежали стереотипов. Ведь в принципе в мире стереотипическое восприятие: Чужие, Хищники, смесь с насекомыми – все уже есть, и очень сложно придумывать что-то принципиально новое». Персонажи долго просчитывались: например, один может быть совмещен с актером, а другой – нет, так как его человеческие пропорции полностью изменены. Каждый претерпевал превращения разной степени сложности, хотя авторы монстров считают неправильным классифицировать их по таким параметрам.

Казак Панас, например, изготовлен с аниматронической головой (лицо позаимствовано у живого актера) и руками, управляемыми человеком. Кардинально иным образом решен казак Дорош: он ходит на руках, вместо оселедца – рог, а от актера остается только лицо, на которое нанесен пластический грим. Крылья персонажей были изготовлены и сняты отдельно, так как синхронизировать их вживую не представлялось возможным. В обязательном порядке проводились тесты крыльев: проверяли, как они складываются, насколько соответствуют общему стилю, как смотрятся в кадре. Впоследствии
CG-аниматоры совмещали их с героями в 3D.

«Все персонажи дополняют друг друга, как пазл, они – одно целое, друг без друга
они просто не могут существовать. При этом концептуально все разные, каждый со своей
изюминкой, – говорит Петр Горшенин. – Инициатива по дизайну персонажей исходила с
нашей стороны, и впоследствии выяснилась, что мы выбрали абсолютно правильную стратегию. При этом мы очень плотно работали с режиссером: все эскизы подробно обсуждались и утверждались. Хорошо, когда режиссер является художником, и в практическом смысле тоже. Понимание происходит на более качественном уровне, когда мысли излагаются еще и на бумаге. Олег – инициатор многих концептуальных идей и нюансов в разработке персонажей. И это не удивительно, ведь «Вий» – его кинополотно и его детище».

Впереди – самое страшное

Однако самая сложная и интересная сцена фильма пока не закончена. Как известно, долгожданный Вий появляется только на третью ночь. «Сцена третьей ночи очень важная и объемная по работе. К ней у нас особо высокие требования, притом, что персонажная
анимация, как известно, сама по себе вершина компьютерной графики, – рассказывает Вахтанг Мурадян. – Образ Вия переделывался миллион раз, мы никак не могли решить, как же он должен выглядеть, как вести себя. Думаю, только к выходу фильма его персонаж будет окончательно завершен. Возможно, мы даже сделаем отдельный проект о том, как он развивался». Известно, что Вий будет еще одним продуктом комбинации аниматроники и компьютерной графики, хотя подробности его внешнего вида создатели картины стараются хранить в тайне. «Третья ночь – самая секретная, – признается Мурадян. – Кино – это поштучный товар, и находится он в состоянии постоянной динамики. Буквально каждый день рождаются какие-то новые детали, проект очень живой. Те же пельмени или «бегающие грибы» – никто и не предполагал, что они появятся в фильме».

Теперь остается только надеяться, что Вий, как бы он ни выглядел, не забудет произнести свою волшебную фразу: «Поднимите мне веки».

Максим ТУУЛА
Источник журнал Action!

Часть 1.

Часть 2.