Как снимали мультфильм «Кошмар перед Рождеством» (1993): кукольная магия и три года труда

Мультфильм «Кошмар перед Рождеством» — это рукотворное чудо, в каждый кадр которого вложена душа. И то, как его снимали, показывает, что упрямство и любовь к своему делу могут создать вечное кино
Александра Горелая
Автор Кино Mail
Кадр из мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Этот мультфильм — уникальное явление. Споры о том, хэллоуинская он сказка или все-таки рождественская, не утихают до сих пор. Но его магия именно в этой двойственности. Путь Джек Скеллингтона на экраны был долгим и тернистым. Это история о том, как стихотворение, нарисованное на салфетках, превратилось в анимационный шедевр. В статье рассказываем, как снимали мультфильм «Кошмар перед Рождеством» и другие интересные подробности. 

Особенности съемочного процесса

Создание мультфильма «Кошмар перед Рождеством» напоминало магический ритуал. Это была не компьютерная графика, а кропотливый ручной труд и покадровая анимация. Команда аниматоров буквально дышала жизнью в кукол, кадр за кадром.

Анатомия куклы: стальные нервы под пластиковой кожей

Кадр со съемок мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр со съемок мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Создание персонажей для «Кошмара перед Рождеством» напоминало работу ювелиров и инженеров одновременно. Каждая из 60 кукол была сложным механизмом. Процесс начинался с пластилиновой скульптуры, по которой создавали гипсовую форму. Внутрь помещали стальной арматурный каркас — скелет будущего персонажа. Затем форму заполняли пенопластом или силиконом и отправляли в печь. Готовое тело попадало в руки художников, которые раскрашивали его, создавали костюмы и приклеивали волосы. Для главных героев создавали десятки дублей — на случай поломки или для разных сцен.

Архитектура двух миров: от экспрессионизма до Доктора Сьюза

Генри Селик и Тим Бертон на съемках мультфильма Кошмар перед Рождеством
Генри Селик и Тим Бертон на съемках мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Визуальный язык мультфильма строился на контрасте. Город Хэллоуина — это мир немецкого экспрессионизма с его кривыми линиями, асимметрией и резкими тенями. Чтобы усилить эффект «ручной работы», художники царапали поверхности декораций, создавая текстуру живого эскиза. А вот Город Рождества родился из эстетики Доктора Сьюза, американского детского писателя и мультипликатора, — плавные линии, яркие цвета и уютная геометрия. Оба мира существовали в 230 миниатюрных декорациях, размещенных в 19 павильонах специально построенной студии Skellington Productions в Сан-Франциско.

Технологии иллюзий: магия в деталях

Кадр со съемок мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр со съемок мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Самые сложные моменты потребовали нестандартных решений. Для Джека Скеллингтона создали 400 сменных голов с разными выражениями лица. Каждую сфотографировали и занесли в компьютер. Салли, с ее длинными волосами, получила не сменные головы, а набор масок с разной мимикой. А пес Зеро стал техническим шедевром — его «текущее» тело сделали из свинцового листа, покрытого тканью. Для полетов собаки использовали классический прием «призрак Пеппера» с зеркалом и спецосвещением.

Голоса из-за кадров: кастинг длиной в год

Кадр из мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Подбор актеров озвучивания напоминал детективную историю. На роль Санты пробовались Винсент Прайс (но он был слишком подавлен после смерти жены и его голос звучал мрачно), Дон Амичи (оказался чересчур ворчливым) и Джеймс Эрл Джонс (разругался с командой). В итоге его озвучил Эдвард Айвори. Самой необычной стала ситуация с Джеком: Дэнни Элфман блестяще спел все партии, но для речевых сцен его голос не подошел. Режиссер Генри Селик пригласил Криса Сарандона, создав уникальный вокальный дуэт внутри одного персонажа.

Когда проходили съемки мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Идея родилась в голове Тима Бертона еще в начале 1980-х. Но студии долго не решались на такой мрачный и странный проект. Активная работа над мультфильмом стартовала в 1990 году, а в 1993-м картина вышла на экраны. Весь производственный процесс, от первых эскизов до финального монтажа, занял около трех лет.

Кадр из мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Бюджет съемок мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Бюджет был довольно скромным для полнометражной анимации — 18 млн долларов. Но команда сумела превратить ограниченность в достоинство. Каждый доллар был вложен с умом и любовью. И это окупилось! Мультфильм собрал в прокате около 80 млн, а с учетом многократных перевыпусков в кинотеатрах его кассовые сборы стали и вовсе внушительными.

Какие сложности возникли в процессе съемок мультфильма Кошмар перед Рождеством

Кадр из мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Сложности подстерегали создателей на каждом шагу. Сценария в привычном понимании не было — сначала были написаны песни. Руководство Disney не одобряло дизайн Джека, считая его безглазость слишком пугающей. Даже с Санта-Клаусом возникла проблема: несколько актеров, включая Винсента Прайса, не подошли по разным причинам. Анимация отражения Джека в дверной ручке стала одной из самых сложных технических задач.

Интересные факты о мультфильме «Кошмар перед Рождеством»

Интересно, что многие до сих пор уверены, будто режиссером «Кошмара перед Рождеством» является Тим Бертон. На самом деле съемками руководил Генри Селик. Бертон же выступил автором идеи, продюсером и творческим вдохновителем проекта. Эта путаница возникла не случайно: студия Disney специально добавила его имя в название для привлечения аудитории. За кадром осталось немало и других удивительных деталей о создании этого мультфильма.

Стратегия релиза: Touchstone Pictures вместо Disney

Кадр из мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Опасаясь, что мрачная эстетика мультфильма может повредить семейному имиджу Disney, руководство студии приняло стратегическое решение выпустить «Кошмар перед Рождеством» под менее известным брендом Touchstone Pictures. Этот шаг позволил сохранить основную марку студии для более традиционных проектов.

Культурный феномен: от экрана к модным коллекциям

В 2019 году мультфильм получил новое воплощение благодаря коллаборации Disney с брендом Vans. Коллекция стала свидетельством непреходящей популярности картины. Особенно примечательны кеды с дизайном, где на одной стороне изображен меланхоличный Джек Скеллингтон на холме, а на другой — его торжественное шествие по Городу Хэллоуина. 

Эволюция образа Джека Скеллингтона

Кадр из мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Изначально Джек должен был выглядеть немного иначе и быть в полностью черном костюме. Однако его одежда полностью сливалась с фоном города Хэллоуин. В итоге на костюме появились узнаваемые белые полосы. Disney настаивал и на том, чтобы Джек Скеллингтон был с глазами, но Тим Бертон и Генри Селик сумели отстоять его безглазость. 

Голос за кадром: несостоявшееся участие звезд

В мультфильме мог звучать голос Патрика Стюарта — его планировали на роль рассказчика. Актер даже записал все тексты, но при монтаже выяснилось, что его реплики не вписываются в общую концепцию. Пришлось отказаться от готового материала, хотя на переговоры и запись было потрачено немало времени.

Секреты Disney и тайны персонажей

Кадр из мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

По традиции студии, в мультфильме спрятано изображение Микки Мауса — его можно разглядеть на пижаме девочки, атакующей летающую игрушку. Еще одной нераскрытой загадкой остался Бугимэн: Бертон планировал показать, что под маской скрывается доктор Финкельштейн, но позже отказался от этой идеи, сохранив ауру таинственности вокруг персонажа.

Наследие: от камео до тематического аттракциона

Джек Скеллингтон продолжил появляться в других проектах Disney — например, в роли капитана затонувшего корабля в «Джеймсе и гигантском персике». А в Disneyland появились американские горки, посвященные мультфильму. Особую пикантность добавляет камео композитора Дэнни Элфмана — он стал прототипом одного из музыкантов уличного оркестра.

Неосуществленные замыслы и творческие находки

Кадр из мультфильма Кошмар перед Рождеством
Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Интересно, что сценаристка Кэролин Томпсон называла Салли «сердцем фильма», специально наделяя ее мудростью за внешней наивностью. А сам Бертон черпал вдохновение в немецком экспрессионизме и собственных детских воспоминаниях о рождественских украшениях в калифорнийских супермаркетах, где смена сезонов ощущалась только по мерчандайзингу.