Фильмы с Евгением Евстигнеевым: за что его полюбил весь СССР

Он никогда не стремился быть кумиром миллионов, но стал им. Евгений Евстигнеев покорял не внешностью, а талантом — умением играть просто, честно и до мурашек
Автор Кино Mail
Евгений Евстигнеев
Евгений ЕвстигнеевИсточник: Legion-Media.ru

Стоило Евгению Евстигнееву появиться в кадре — и зритель не мог отвести глаз. В нем удивительным образом сочетались ирония, интеллигентность, внутренняя доброта и легкий трагизм. Его герои — люди, которых зритель узнавал, понимал и жалел, а иногда видел в них самого себя. Вспоминаем пять фильмов, которые прославили Евгения Евстигнеева на весь Советский Союз.

«Золотой теленок»

Евгений Евстигнеев в фильме Золотой теленок
Евгений Евстигнеев в фильме «Золотой теленок»Источник: Legion-Media

В экранизации сатирического романа Ильфа и Петрова Евстигнеев сыграл Александра Ивановича Корейко — скромного чиновника и тайного миллионера. Роль оказалась блестящей: его герой живой, не карикатурный, а до боли реальный. Корейко у Евстигнеева — не просто символ советского бюрократизма, а человек с внутренним конфликтом, который прячется от самого себя.

Зрители были поражены, как актер сумел совместить комедийность и психологическую глубину. Он буквально оживил страницы романа, сделав Корейко не просто персонажем эпохи, а собирательным образом «маленького человека», зажатого между моралью и системой.

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» 

Евгений Евстигнеев в фильме Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
Евгений Евстигнеев в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

Одна из первых знаковых ролей Евстигнеева в кино — товарищ Дынин, начальник пионерского лагеря. Его герой — воплощение советской бюрократической строгости, доведенной до абсурда. Но в исполнении Евстигнеева этот образ не превращается в злую пародию: актер находит в нем и комизм, и человечность.

Он мастерски балансирует между сатирой и реализмом. Его Дынин смешон, когда диктует абсурдные правила, но в то же время по-своему трогателен — человек, искренне верящий, что дисциплина способна сделать всех счастливыми. Фильм стал классикой, а выражение «Посторонним вход воспрещен» — частью советского фольклора.

«Берегись автомобиля»

Евгений Евстигнеев в фильме Берегись автомобиля
Евгений Евстигнеев в фильме «Берегись автомобиля»

В знаменитой ленте Эльдара Рязанова Евстигнеев сыграл Евгения Александровича, режиссера народного театра. Его роль небольшая, но запоминающаяся: именно он дает зрителю ощущение сцены внутри сцены, комментируя происходящее с легкой иронией.

Режиссер в исполнении Евстигнеева — это наблюдатель, интеллектуал, человек искусства, который невольно становится свидетелем моральной дилеммы фильма: можно ли совершать преступление во имя справедливости? Актер не делает больших жестов, но каждая его реплика точно ложится в интонацию картины, превращая эпизод в маленький шедевр.

«Бег»

Евгений Евстигнеев в фильме Бег
Евгений Евстигнеев в фильме «Бег»

В историко-драматическом фильме «Бег», снятом Александром Аловым и Владимиром Наумовым по пьесе Михаила Булгакова, Евгений Евстигнеев исполнил роль Парамона Ильича Корзухина — бывшего товарища министра торговли Крыма. Его герой — человек, цепляющийся за остатки привычного мира, пытающийся сохранить свое положение и достоинство на фоне всеобщего хаоса. Евстигнеев мастерски показал внутреннее смятение и страх перед будущим, когда старый порядок рушится, а новый еще не наступил.

Ирония и грусть, смешанные в игре актера, сделали Корзухина одним из самых запоминающихся персонажей фильма. За внешней самоуверенностью проглядывает растерянность человека, потерявшего почву под ногами. Евстигнеев сумел передать сложную природу героя — не злодея, не труса, а типичного представителя времени, которое беспощадно перемалывало людские судьбы.

«Собачье сердце» 

Евгений Евстигнеев в фильме Собачье сердце
Евгений Евстигнеев в фильме «Собачье сердце»

Главная роль в фильме Владимира Бортко стала вершиной карьеры актера. Его Преображенский — не просто ученый с мировым именем, а философ, размышляющий о судьбе общества. Манеры, интонации, саркастическая речь — все это превратило персонажа в культурный архетип.

Евстигнеев передал внутреннюю силу и трагизм героя, вынужденного наблюдать, как результаты его экспериментов рушат привычный порядок. Он сделал образ многослойным: зрители видели и научное тщеславие, и боль интеллигента, потерявшего веру в разум. После выхода фильма профессор Преображенский стал частью народного сознания, а фразы героя — афоризмами.