
Легендарный «Брат» — это больше чем фильм. Это культурный феномен, который навсегда изменил российский кинематограф и стал голосом целого поколения. Но давайте вспомним, что стояло за созданием шедевра 1990-х. Картина, ставшая культовой, родилась почти случайно, с ничтожным бюджетом и командой энтузиастов, которые не подозревали, что творят историю. Заглянем за кулисы и узнаем, как снимали фильм «Брат» — от зарождения идеи до курьезов и трудностей на площадке. Это история о том, как гений режиссера, талант актеров и суровая реальность того времени соединились в одном из главных отечественных фильмов.
Особенности съемочного процесса
Съемки «Брата» стали мастер-классом по созданию шедевра в условиях жесткой экономии средств и бешеного графика. Картину сняли всего за 31 день, и каждый из них был расписан по минутам. Алексей Балабанов, как дирижер, требовал от своей команды абсолютной точности. Он был противником импровизации и любил повторять актерам: «Учите буквы», настаивая на дословном следовании тексту сценария.
Как родилась идея
Ирония судьбы заключается в том, что свой главный хит Алексей Балабанов снял, чтобы заработать денег на другой проект. Его давней мечтой была картина «Про уродов и людей», но спонсоры, прочитав сценарий, сочли его порнографическим и отказались финансировать. Тогда режиссер, по воспоминаниям его супруги, уехал на дачу и буквально за несколько дней написал сценарий «коммерчески успешного» фильма — того самого «Брата». Уже через пару месяцев, в сентябре 1996 года, начались съемки.
Экономия как двигатель творчества

Из-за рекордно низкого бюджета пленку приходилось беречь как зеницу ока. Режиссер сразу предупредил команду, что больше двух-трех дублей не будет. Это заставляло всех мобилизоваться и выкладываться на все сто с первой же попытки. Удивительно, но именно эта вынужденная строгость помогла создать напряженную, слегка документальную атмосферу, которая так цепляет зрителя.
Находки вместо кастингов
Подбор актеров во многом был интуитивным и строился на личных связях. Роли Светы и Татарина Балабанов изначально писал специально для Светланы Письмиченко и Виктора Сухорукова, с которыми уже работал раньше. А вот на главную роль долго не могли найти исполнителя, пока режиссер не встретил Сергея Бодрова-младшего.

Музыка как полноправный герой
Балабанов с самого начала задумывал музыку не как фон, а как важнейшую часть повествования. Будучи давним другом Вячеслава Бутусова, он обратился к нему, и группа «Наутилус Помпилиус» предоставила 11 композиций из 13 звучащих в фильме. В качестве оплаты режиссер снял для группы клип на песню «Во время дождя» с участием Бодрова-младшего. Кроме того, в кадре засветились многие звезды питерской рок-тусовки: Настя Полева, Сергей Чиграков (Чиж) и другие, что сделало фильм еще более аутентичным портретом эпохи.

Кино без прикрас: работа с настоящим
Для усиления ощущения реалистичности происходящего Балабанов не боялся привлекать на съемочную площадку непрофессионалов. В эпизоде на кладбище, например, снялись самые настоящие бездомные, которые постоянно там обитали.
Двойное озвучивание
Одной из фирменных балабановских находок стало массовое озвучивание актеров другими артистами. Режиссер считал, что с чужим голосом персонаж обретает новую, особую энергию. Так, Виктор Сухоруков (Татарин) говорит голосом Алексея Полуяна, который сам сыграл в фильме киллера Крота. Этот же прием использовали для персонажей Сергея Мурзина (Круглый) и других, что придало фильму уникальное звуковое измерение.
Когда проходили съемки фильма «Брат»
Основной съемочный период фильма «Брат» пришелся на осень 1996 года. Работа стартовала в сентябре и длилась 31 день. Премьера картины состоялась менее чем через год — в мае 1997-го на Каннском кинофестивале. Фильм показали в программе «Особый взгляд», и после зрители устроили ему 15-минутную овацию.

Бюджет съемок фильма «Брат»
Бюджет «Брата» был более чем скромным даже по меркам 1990-х — около 100 тысяч долларов. Большая часть средств ушла на пленку, которую, по легенде, оператору удалось раздобыть со съемок голливудской «Анны Карениной» с Софи Марсо и Шоном Бином. Актеры работали за очень небольшие гонорары, а некоторые — практически бесплатно.
Интересные факты о фильме «Брат»
Съемки «Брата» окутаны десятками удивительных историй и фактов, которые еще больше подчеркивают уникальность этого проекта.
Свитер из секонд-хенда и пальто из Германии
Знаменитый бежевый свитер Данилы Багрова жена режиссера Надежда Васильева купила на блошином рынке за 35 рублей. Балабанов сначала забраковал его, посчитав «слишком крутым», поэтому сверху добавили дешевую болоньевую куртку. А зеленое пальто киллера Татарина Васильева привезла из Германии, и оно идеально село на Сухорукова.

Подарок от братвы
Сергей Мурзин, сыгравший Круглого, так вжился в роль, что питерские криминальные авторитеты, впечатленные его игрой, подарили ему новый «Бьюик-Лесабр», посчитав, что «Жигули» — не достойная его персонажа машина.
Концерт-иллюзия
Сцену на концерте «Наутилуса» снимали на реальном выступлении группы «Чиж и Co» в ДК им. Горбунова.
Цензура по-американски
Известная фраза Данилы в адрес кавказцев в трамвае при переводе на английский была сильно смягчена. Вместо грубого и оскорбительного высказывания американские зрители услышали слово worm («червь»). Интересно, что сам Сергей Бодров стыдился произносить эти слова даже по сценарию.

Падающая штукатурка и настоящая кровь
Во время погони на рынке два актера, игравшие подручных Круглого, вбежали в подворотню, и на них обрушился пласт старой штукатурки. Гримеры потом долго отмывали их от белой пыли. Сцена драки на съемках клипа в начале фильма, где актера бьют по лицу, — это не постановка. Балабанов просил сыграть максимально реалистично, и удар был нанесен по-настоящему.

