19 июля 2012, статья

Киллиан Мерфи: живу не по спискам

Киллиан Мерфи, почетный гость ОМКФ-2012, привез в Украину две свои новые картины: драму «Сломленные», принявшую участие в основном конкурсе смотра, и триллер «Красные огни», показанный вне конкурса

Знаменитый ирландский актер, звезда титулованных фестивальных фильмов («Ветер, который качает вереск»), крупных голливудских проектов ( «Бэтмен: Начало», «Темный рыцарь», «Время», «Начало»), любимец Кристофера Нолана, номинант «Золотого глобуса» и Британской киноакадемии, а также обладатель невероятных голубых глаз… Все это о Киллиане. В Одессу актер прибыл хоть и явно уставшим, но приветливым и улыбающимся. Прошелся по красной дорожке (в джинсах и стильных потертых ботинках), пообщался с прессой (очень сдержанно и крайне немногословно), раздал поклонникам автографы и вышел на сцену, чтобы лично сказать всем собравшимся пару традиционных теплых слов перед началом просмотра. А через день Мерфи уже красовался на красной дорожке в Нью-Йорке на мировой премьере фильма «Темный рыцарь возвращается».

 

Все мы сломленные…

Британская драма «Сломленные», поставленная дебютантом Руфусом Норрисом, была очень тепло встречена журналистами и вызвала искренние улыбки и не менее искренние слезы… В фильме рассказывается история 11-летней девочки по прозвищу Skunk, что можно перевести как Скунс или Вонючка (причем так ее называют самые любящие и близкие). Вонючка — необычный ребенок, она по-взрослому дружит, по-взрослому чувствует, не понимает несправедливости и пытается защитить дорогих ей людей. Однажды девочка становится свидетельницей жестокого избиения: сосед, застукавший одну из своих трех легкомысленных дочерей с презервативом, не разобравшись, выбегает на улицу и начинает со всей дури колотить чахлого парнишку по имени Рик Бакли, друга Вонючки. С этого дня привычный мир девочки и окружающих ее людей рушится, как карточный дом.

Сломленные... Руфус Норрис рассказывает истории нескольких героев, связывающим звеном которых выступает ребенок. Вонючка растет без матери и с детства больна диабетом, ее жизнь кажется сломленной с самого рождения. Отец девочки (Тим Рот) — из тех, что полностью отдают себя детям: добрый, заботливый, любящий, одновременно мягкий и строгий, понимающий и всегда находящийся рядом, тот, что держит тебя за руку, пока не уснешь… У Вонючки есть старший брат (который засматривается на легкомысленную дочь соседа) и красивая няня, встречающаяся с симпатичным школьным учителем (Киллиан Мерфи).

По ходу сюжета режиссер «ломает» каждого из своих героев, все время оставляя в эпицентре семейного хаоса девочку. Рик Бакли после несправедливого обвинения в изнасиловании закрывается в комнате, у двери которой сутками напролет дежурит убитая горем мать, пытающаяся донести до сына, что он хороший. Простоватый агрессивный сосед не знает, как по-другому, кроме как кулаками, защитить своих дочерей, которые через жестокость, алкоголь и беспорядочный секс целенаправленно двигаются к моральному разложению. Школьный учитель, никак не решающийся вырасти из юноши в мужчину, не может взять на себя ответственность и предложить любимой девушке что-то большее, и в итоге оказывается ни с чем.

 

Как метафора в фильме ломаются телефоны, носы и сваливаются в груды металлолома старые, никому не нужные автомобили.

Руфус Норрис снимает тепло и душевно, бережно и с любовью вплетая в картинку трогательное домашнее видео, совершенно очеловечивая каждого из своих даже самых второстепенных героев. Снимая глубокую драму, режиссер не гнушается сдабривать ее добрым юмором и комичными эпизодами (за остроумие в фильме в основном отвечает персонаж Тима Рота). А последний, в свою очередь, в который раз поражает умением держаться в кадре с детьми и играть любящих отцов (взять хотя бы его Лайтмена из «Теории лжи»). Что же касается юной дебютантки Элуиз Лоуренс, исполнившей главную роль, ее естественность, глубина и необычайная взрослость игры искренне волнуют и восхищают.

«Сломленные», прежде всего, затрагивают тему потрепанных временем, но по-прежнему неизменно важных семейных ценностей, родительской любви, опеки, заботы, отдачи. Детскими глазами режиссер смотрит на сломленный мир и его сломленных обитателей, пытаясь собрать и склеить разбитые души ржавых автомобилей.

«Шестое чувство» в жанре ужастика

«Красные огни» — вторая полнометражная режиссерская работа испанца Родриго Кортеса, выстрелившего в 2010 году напряженным герметичным триллером «Погребенный заживо» с Райаном Рейнольдсом.

 

Речь в фильме идет о психологе Маргарет Мэтисон (Сигурни Уивер), ярой противнице парапсихологии, пытающейся развенчать миф о существовании паранормальных явлений. Когда-то давно Маргарет верила, но когда с ее маленьким сыном случилась трагедия и он оказался на многие годы прикован к больничной койке, медицинским трубкам и аппарату искусственного дыхания, ее вера иссякла: «Если бы я знала, что там, после жизни, что-то есть, я бы, не задумываясь, отпустила своего мальчика…».

С Маргарет работает парень по имени Том Бакли (Киллиан Мерфи). Вместе они занимаются тем, что выводят на чистую воду экстрасенсов-шарлатанов, избавляющих на сцене от неизлечимых болезней. Но однажды Маргарет и Том сталкиваются со слепым ясновидящим Симоном Силвером (Роберт Де Ниро), который через тридцать лет самовольного изгнания возвращается в город, чтобы дать последнее, грандиозное выступление…

Родриго Кортес, несмотря на то что события его нового фильма происходят не под землей, снимает «Красные огни» в стилистике «Погребенного заживо». Темные, практически черные тона режиссер разбавляет тусклым красным и желтым светом. Держа пульс повествования с первого до последнего кадра нервно учащенным, Кортес периодически оборачивает историю в шаблонный ужастик с банальными моментами «бу», нелогичными поступками, трафаретными репликами и картонными персонажами. Но в то же время сохраняет за ней шанс удивить.

 

Кстати, начинается фильм точь-в-точь как европейский хоррор 2011 года «Экстрасенс» с Ребеккой Холл в главной роли. Не заметить копи-паст весьма сложно.

Родриго Кортеса, несмотря на всего два полнометражных игровых опыта, уже можно назвать если не мастером, то подмастерьем неожиданных финалов. Вплоть до последних пяти минут «Красные огни» выглядят как средней паршивости, ничем особым не примечательный триллер об охоте на шулера-телепата. Но в конце заурядного действа Кортес все-таки использует тот самый шанс. И удивляет.

«Перевернутые» финалы в духе «Шестого чувства» и «Других» — нечастая радость в кинематографе. Так что только за это «Красные огни» достойны внимания (с 19 июля лента выходит в широкий украинский прокат).

«Я не по спискам»

На пресс-конференции в Одессе Киллиан Мерфи, как уже было сказано, был измотан и немногословен, но доброжелателен. Коронной фразой его диалога с прессой стала реплика «Я не по спискам», которой он заканчивал чуть ли не каждый второй свой двусложный ответ.

 

- Как оцениваете шанс «Сломленных» на победу? Сколько фильмов из конкурсной программы успели посмотреть?

- Высоко оцениваю. Ведь такие фильмы для того и снимаются, чтобы выигрывать призы. А что касается второго вопроса, то, к сожалению, фестивали тем и плохи, что смотреть кино некогда.

- Почему согласились на малопримечательную роль учителя?

- Дело в том, что мои родители были учителями. Дедушка — директором школы. Я в свое время был ужасным учеником. Так что мне показалось, что эта роль как раз для меня.

- Как работалось на площадке с детьми?

- Оо, Элуиз, сыгравшая главную роль, — потрясающая девочка. Очень талантливая и естественная. Думаю, актерская игра должна быть инстинктивной, а не идти от разума. Конечно, это во многом зависит и от режиссера, но дети в фильме определенно большие молодцы!

- Назовите три любимых фильма.

- Не могу, они все время меняются. Назову сейчас три, а выйду отсюда — и вспомню еще три. Да и вообще я не по спискам…

- Ваши родители — учителя. Рискну предположить, что они — консерваторы. Как они отнеслись к выбору профессии актера?

- Они не были консерваторами. И всегда поддерживали меня. Пока я не требовал денег… (смеется). В Ирландии в то время актерством было трудно заработать на жизнь.

- «Время» Эндрю Никкола, где вы сыграли сурового стража времени в черном кожаном плаще, получилось ужасным, кроме Вас в кадре. «Сломленные» же прекрасны во всех отношениях. Как Вы подходите к выбору ролей?

- Я читаю сценарий и стараюсь не повторяться в своей игре. Моя работа — сделать так, чтобы у режиссера было сырье. Остальное от меня не зависит.

- Как Вам работалось с такими «ветеранами», как Де Ниро и Сигурни Уивер, в «Красных огнях»?

- Конечно же, это было для меня большой честью. Но на площадке я старался забыть о том, что они легенды, и просто учиться и работать.

- У кого из режиссеров хотели бы сняться?

- Я не по спискам… На мой взгляд, стыдно составлять списки. Если ты достоин, то хорошие режиссеры сами тебя увидят.

- На Ваш взгляд, какова причина социальных трагедий, показанных в «Сломленных»?

- Я не знаю… «Сломленные» — фильм, прежде всего, о семье. Сегодня семья уже не похожа на глянцевую картинку. Но эта лента все равно говорит о том, что каждый родитель желает ребенку лучшего.

Вопросы журналистов никогда не перестают удивлять…

 

- В «Девушке с жемчужной сережкой» Вы снимались вместе со Скарлетт Йоханссон. Когда она Вам перестала сниться? И любите ли живопись?

- (Не сразу понял вопрос, растерялся…) Ну это было так давно… И роль у меня была совсем небольшая… А Скарлетт… очень приятная женщина…

- А живопись?

- Ах, да, люблю живопись (смеется).

- Насколько Вы послушный актер на съемочной площадке?

- Кино требует сотрудничества. Если ты уверен в режиссере — будешь делать то, что он говорит.

- Кто Ваши кумиры в кино?

- Я не по спискам… Их много. И это личное…

- Вас неоднократно причисляли к секс-символам. Вы сами считаете себя таковым?

- Моя работа — прийти и прочитать строчки, о другом я не думаю. Извините за скучный ответ.

- Назовите момент на съемках, который запомнился больше всего.

- Я не по спискам…

- Почему стали актером?

- Все началось с театра. Я увидел постановку «Заводного апельсина» и зарядился, загорелся актерством.

- А когда состоялись как актер?

- Я долго к этому шел. Чувствовал себя аутсайдером. Ведь не было образования, да и успех долго не приходил. Но однажды понял, что просто ничего другого делать не умею.

- Плакали, когда смотрели «Сломленных»? Многие из журналистов плакали…

- Я растрогался… У меня ведь у самого есть дети. А этот фильм, он очень честный…

- Кого бы из классических литературных персонажей хотели сыграть?

- (Тут должно было прозвучать «Я не по спискам», но, как ни странно, нет) Хм, не знаю… Вообще думаю, что далеко не все книги нужно экранизировать.

- Гамлета?

- Может быть.

- В «Красных огнях» Ваш герой сталкивается с паранормальными явлениями. Сами верите в мистику?

- Нет. Я рациональный и скучный. Никогда не ходил к экстрасенсу, не читаю гороскоп… Я живу реальной жизнью… (тут в зале, конечно же, что-то мистически грохнулось, и Киллиан сделал «бу»).

- В финале «Начала» Кристофера Нолана волчок все-таки падает или нет?

- Понятия не имею. Кино не должно раскладывать все по полочкам, оно должно оставлять место для воображения.

- У нас тут сейчас на Одесском кинофестивале Питер Гринуэй. И он говорит, что кинематограф умер. Вы согласны?

- Обожаю Питера Гринуэя! Но кино, на мой взгляд, не умерло и не умирает. Просто уже давно наступило время блокбастеров. Так что нужно, чтобы как можно больше фильмов снимал Питер Гринуэй (смеется).

- То, как Вы видите фильм на съемочной площадке, и конечный результат всегда совпадают? Не бывает разочарований после выхода картины в прокат?

- Да, иногда я сильно удивляюсь конечному результату и очень разочаровываюсь. Вроде бы на съемках все было хорошо, а фильм в итоге оказался ужасным. Такое, к сожалению, бывает.

- Раньше Вы занимались музыкой. Сейчас продолжаете?

- Музыку я до сих пор очень люблю, но нет, не занимаюсь. Она — моя страсть, но не профессия.

- Читаете рецензии на свои фильмы?

- На театральные постановки никогда не читаю. На фильмы — случается. С кино легче, между съемками и выходом в прокат проходит около года, и ты уже не так близко все воспринимаешь. Но как есть хорошие и плохие актеры, так есть хорошие и плохие критики. Так что стараюсь не переживать…

Поделиться с друзьями!
Новые трейлеры