Перемудрили: 10 наших фильмов, притворяющихся слишком сложными смотреть онлайн
Если при просмотре этих фильмов вы чувствуете себя глупо просто потому, что ничего не понимаете, — не расстраивайтесь, иногда там и вовсе нечего понимать. Разбираемся в претенциозном российском артхаусе
Эта лента — история всепоглощающей и, разумеется, трагической любви — такая куцая, что нет уверенности даже в том, что ее хватило бы на внятную короткометражку. В картине в избытке имеются впечатляющие виды донских степей, а также персонажи, начисто лишенные характеров, и фальшивые диалоги, претендующие на естественность. «Эйфория» — полнометражный дебют Ивана Вырыпаева, до того много и довольно успешно работавшего в театре. По всей видимости, автор был убежден, что до него никто не снимал так смело и пронзительно, а то и не снимал кино вовсе.
Поначалу лента Игоря Волошина притворяется острой социальной драмой и даже вызывает некоторое любопытство: молодая женщина Рита (в главной роли — Ольга Симонова, супруга режиссера) ради денег, необходимых на лечение смертельно больной дочери, соглашается стать суррогатной матерью для однополой пары. Но затем Волошин начинает нагромождать сюжетные повороты, топит зрителя в нестыковках — и, разумеется, делает все это с серьезностью настоящего пророка. Видимо, предполагалось, что картина спровоцирует зрителя на яркую эмоциональную реакцию, но в итоге «Бедуин» запоминается разве что сценой обрезания, снятого крупным планом.
Юрий Грымов долго снимал видеоклипы и рекламные ролики (рекламировал все — от Инкомбанка и Siemens до Бориса Ельцина), но мечтал создавать большое кино. «Большое» — видимо, в том смысле, что как рекламное видео, но продолжительностью в полтора часа. «Коллекционер» — вторая после «Му-му» полнометражка Грымова, как бы триллер о трех молодых людях, которые забрели в дом странноватого мужчины, знающего «цену человеческим страстям и порокам». Кадр перегружен деталями, сюжет сбивчив, диалоги невнятны — в общем, это полная победа формы над содержанием. Ну ничего, в скором времени Грымов обещает представить собственную версию «Анны Карениной», снятую в стилистике рекламного ролика, — вот тогда-то, как говорил Карлсон, мы и похохочем.
Еще раз про (безумную) любовь: на этот раз чувство вспыхивает в душе молодой школьной учительницы Саши, ее избранник — андеграундный художник Антонин, тоже достаточно юный, но уже потрепанный. В целом это довольно типичная и скучная мелодрама, которая пытается шокировать аудиторию своими как бы эксцентричными провокативными персонажами (Антонин, в частности, не против выпить не только алкоголя, но и мочи, тусовка, в которой он крутится, в целом не отстает). Однако есть сцена, в которой у Германики, кажется, начисто отказывает вкус: это Сашин сон с волками и пробежкой по лесу под песню «Агаты Кристи». Понять, почему эта мешанина была отмечена на ММКФ призом за режиссуру, рядовому человеку невозможно.
Фантасмагорическая лента Андрея Прошкина повествует о провинциальном городке, на который обрушиваются бедствия: сперва — экзекутор, распекающий местных грешников, затем — невиданных масштабов ураган. Авторы картины вроде как хотели отразить современную действительность, но ударились одновременно и в клоунаду, и в морализаторство. Высказывание могло бы быть любопытным, если бы не получилось столь лобовым; когда за кадром начинает звучать песня с говорящим названием «Шоу уродов», пространства для трактовок просто не остается.
Сама Анна Меликян говорит, что в «Звезде» хотела показать героиню, «в которой море добра и энергии, которая может сделать этот мир лучше». Но девушка на экране — провинциалка, приехавшая в Москву, чтобы стать актрисой, — одержима внешней красотой, черства, чудовищно эгоистична. Впрочем, многие зрители полюбили ее и такой — за непосредственность и якобы искренность. Тех же, кто не смог к ней подключиться, пытается конвертировать «неожиданный» (читайте — очевидный уже в середине) финал фильма. Но, как говорится, слишком поздно, слишком мало. «Звезда» — сама как та wanna-be-актриса: за всепобеждающим стремлением к внешней красоте (к визуальной составляющей фильма не придерешься) скрываются холод и пустота.
Это очень авторское кино — в том смысле, что с первых же кадров понятно: так манерничать может только Рената Литвинова. Историю о встрече молодой еще женщины со Смертью (последнюю играет сама Рената) даже критиковать как-то неловко, поскольку автор и сама вроде бы относится к своей работе с юмором. То есть как с юмором — у нас тут хиханьки-хаханьки, как бы говорит режиссер, она же сценаристка, продюсер и исполнительница одной из главных ролей, но речь-то о серьезном, даже великом! У «Последней сказки» масса поклонников (на премьере, состоявшейся в рамках ММКФ в большом зале «Октября», был аншлаг), ленту называют визуальной поэзией, однако хочется напомнить, что и поэзия, в общем-то, тоже бывает так себе.
Ангелина Никонова училась киноделу в Нью-Йорке, но ее дебютная режиссерская работа (к которой она сама же написала сценарий в соавторстве с исполнительницей главной роли Ольгой Дыховичной) — вполне классическая отечественная чернуха. С той только разницей, что режиссер, видимо, чувствовала себя российским фон Триером: ленту снимали на фотоаппарат (работа оператора была отмечена наградой на «Кинотавре»), видимо, руководствуясь правилами «Догмы-95». В результате получилась картина на несомненно важную тему (пережившая насилие женщина пытается справиться с травмой, но выбирает, скажем так, необычный путь), но это высказывание — скорее не для зрителя, а для самих Никоновой и Дыховичной.
Снятый как бы на камеру смартфона фильм ужасов Михаила Брашинского о финских каннибалах был завершен до комедии «Горько!», то есть формально является первым российским представителем жанра found footage, но ему немного не повезло: он вышел в прокат через месяц после фильма Крыжовникова. Впрочем, это не так важно: оба, в общем-то, опоздали лет на пять. «Шопинг-тур» мог бы остаться незаметным треш-хоррором, если бы создатель не рассказывал в интервью о том, что это «очень личное произведение» «о превращении мальчика в мужчину». Более того, на «Окне в Европу» ленту наградили «за жанровую дерзость». Ну да, псевдодокументальное кино в 2013-м — это крайне дерзко.
Еще один «фильм для своих». Ранее писавший о кино Роман Волобуев поставил дебютную ленту — недотриллер / недодраму, написав сценарий в соавторстве с двумя исполнительницами главных ролей (Светлана Устинова, Даша Чаруша). Наверное, можно было вообще обойтись без сценария: все участники просто съездили бы в Нормандию, побродили бы по побережью, наслаждаясь видами, эффект был бы тот же. Саундтрек подготовила Чаруша, собственную версию американской фолк-песни In the Pines для него записала Аня Чиповская (тоже, наверно, по дружбе). Друзья и знакомые в большинстве своем результат совместных трудов одобрили, остальные — проигнорировали.