Свобода — как много в этом звуке слилось для героев этих фильмов, готовых преодолевать самые неприступные преграды ради бегства из тюрем, лагерей, рабства и других всевозможных застенков
Фильм, что-либо рассказывать о котором вряд ли имеет смысл по той простой причине, что его все уже видели. Кстати, оригинальное название ленты переводится как «Искупление Шоушенком»: по замыслу создателей, зрители, не читавшие повести Стивена Кинга, не должны были знать до самого конца, удастся ли обдурить тюремную охрану невинно осужденному Энди Дюфрейну. Велика сила искусства: в 2007-м тот же прием использовала парочка реальных заключенных, и тоже вполне успешно.
Начальство печально знаменитой тюрьмы Алькатрас, расположенной на острове в заливе Сан-Франциско, горделиво утверждало, что за 29 лет ее существования ни одна попытка побега не увенчалась успехом. Вероятно, это все же не совсем так: трех заключенных, умудрившихся прорваться сквозь все заслоны и уплыть на плоту из резиновых плащей, так и не нашли ни живыми, ни мертвыми. Лента Дона Сигела с Клинтом Иствудом в роли сообразительного главаря беглецов увековечила рискованную авантюру.
Основанная на реальных событиях лента о «подвигах» по натуре склонного к мошенничеству молодого человека, за которым в свое время здорово побегало ФБР. Когда правительственному агенту казалось, что дерзкий мальчишка уже у него в руках, Фрэнк Эбигнейл находил настолько остроумный способ выкрутиться, что служителям закона оставалось лишь развести руками. По сути, вся криминальная трагикомедия — один большой побег из цепких лап Фемиды, в роли беглеца — Лео ДиКаприо.
Еще одна экранизация Кинга, повествующая о том, как опасно иметь дело с фанатами: писатель, в начале фильма волей случая попадающий в дом к своей рьяной поклоннице, все оставшееся время пытается оттуда выбраться. Так мы узнаем, что иногда заточение в уютном домике в лесу оказывается куда надежнее тюремного, особенно если у тебя сломаны ноги, а твоя надсмотрщица — выжившая из ума старая дева с комплекцией Кэти Бэйтс. Кстати, именно за эту роль актриса получила пока единственный в своей карьере «Оскар».
Иногда тюрьма принимает причудливые формы. Блуждая по бесконечному нагромождению странных комнат с изощренными смертельными ловушками, несчастные узники терзаются лишь двумя вопросами: кто заключил их в этот непостижимый лабиринт и как отсюда выбраться. Идет время, героев становится все меньше, первый вопрос мало-помалу теряет актуальность. Теперь цель одна — выжить. В качестве дополнительной смысловой нагрузки режиссер дал персонажам имена в честь известных тюрем.
Непосредственно сцена побега в ленте отсутствует: просто в одно прекрасное утро вожатый в лагере бойскаутов обнаруживает, что робкий мальчишка-очкарик бесследно исчез. А вместе с ним девчонка, живущая неподалеку. Назовем этот жанр своеобразным гимном инфантилизму — искренним, как первая любовь, и чувственным, как песенка Франсуазы Арди, под которую дети неловко танцуют на пляже. Герои сбегают во взрослую жизнь, зрители — в детство, на выходе — всепобеждающий эскапизм.
Драма о побеге из застенков гестапо участника французского Сопротивления, основанная на реальной истории. Терпением и самообладанием герой ленты, плененный лейтенант Фонтейн, может сравниться разве что со своим более поздним собратом — легендарным узником Шоушенка. В целом этот фильм, в котором Фонтейн подробно и отстраненно описывает свой путь к свободе, — не столько пособие по организации побегов, сколько наглядная демонстрация почти беспримерной выдержки и веры в удачу, перед которыми оказались бессильны дубовые двери камеры. «Гвозди бы делать из этих людей» — вот это про него.
Голубоглазый бунтарь без причины, попавший в тюрьму на два года за то, что, напившись, ломал парковочные счетчики, понятия не имеет, чего вообще хочет в этой жизни. Зато твердо знает, чего не хочет: вкалывать весь день на строительстве дороги и ложиться спать по приказу какого-то дяди. Пожалуй, самая романтическая история побегов, поимок и поисков себя в арестантской робе; фильм не про то, что свободного в сердце нельзя сломать, а про то, что, даже сломавшись, он найдет в себе силы на еще одну попытку.
Довольно суровая (отчасти благодаря заунывным, почти монохромным норвежским пейзажам) драма об островной колонии для малолетних преступников. Кое-кто из отправленных на перевоспитание мальчишек надеется скостить срок благодаря хорошему поведению, кто-то просто пытается выжить, а кто-то по натуре тот самый волк, что постоянно смотрит в лес, — таких не удержать ни угрозами, ни кнутом.
Единственный (по крайней мере на настоящий момент) мюзикл в фильмографии братьев Коэн. Перенеся странствия Одиссея во времена Великой депрессии, Коэны заставили беглых каторжников, спешащих домой через весь штат Миссисипи, принять обряд крещения, нечаянно ограбить банк, самим стать жертвами ограбления, расстроить сходку куклуксклановцев и прославиться исполнением шлягера Man of a Constant Sorrow. Не знали, что Джордж Клуни отлично поет? Спешите видеть!
Экс-заключенный помогает отбить самолет у захватившего его преступника, чтобы доказать свою добропорядочность – боевик с Николасом Кейджем и Джоном Малковичем