Мама ама криминал: 60 лучших фильмов про мафию и гангстеров смотреть онлайн
Кто-то считает их героями, а кто-то — отъявленными негодяями. Но люди всегда восхищаются преступниками, гангстерами и мафиози, романтизируют их жизнь и даже превращают в героев фильмов.
Главный в истории кино фильм про гангстеров, мафию и организованную преступность является еще и одной из важнейших лент XX века. Несмотря на столь громкие титулы, трилогия Копполы — это прежде всего рассказ про семью Корлеоне, за которой мы следим на протяжении без малого века. Убийства, рэкет и вся остальная криминальная деятельность — лишь следствие тех проблем, с которыми сталкивается мужчина, желающий просто-напросто защитить свою семью. С поправкой на сицилийский темперамент, конечно. Именно поэтому образы дона Корлеоне (Роберт Де Ниро, Марлон Брандо и Аль Пачино) стали такой же частью современной культуры, как и само слово «мафия», впервые широко прозвучавшее именно в этом фильме.
Прощальная, как думается, гангстерская кинокартина великого Мартина Скорсезе и, как ни прискорбно, худшая из его криминальных лент. Зато — единственная, награжденная долгожданным «Оскаром», скорее за общие заслуги, чем за эту конкретную работу режиссера. На деле «Отступники» — довольно размашистый ремейк «Двойной рокировки» (о ней ниже), который заслужил попадание в этот список прежде всего благодаря прекрасным работам Ди Каприо, Дэймона и наконец-то получившего роль крутого гангстера Джека Николсона.
Фильм-мечта итальянского режиссера Серджио Леоне, к которому он шел не одно десятилетие, в конце концов оказался неподъемным десятичасовым полотном. Неудивительно, что распространение получила лишь «скромная» четырехчасовая версия, но и ее вполне хватает, чтобы оценить величие замысла. Противостояние-дружба двух мужчин, которые идут к своей американской мечте, растянувшееся на полвека, впрочем, завершается так многозначительно, что впору опять садиться за «Однажды в Америке» и пересматривать заново.
Со временем имя Тони Монтаны стало почти нарицательным: беспринципный и наглый малый, который пойдет на все, лишь бы пролезть наверх. Тем удивительнее, что именно такого персонажа изобразил Аль Пачино, десятилетием ранее отметившийся величественной ролью Майкла Корлеоне. Но так совпало: зубодробительный сценарий Оливера Стоуна, Брайан Де Пальма на пике своей формы вкупе с разудалым диско-саундтреком подарили нам настоящий шедевр. Недаром игроделы из Rockstar просто-напросто скопировали этот фильм в игре GTA Vice City.
Один из лучших детективов в истории мирового кинематографа — удивительно изящная (без шуток — великий сценарий Кристофера Маккуорри) история об изворотливости любого зла. Тот самый случай, когда сюжет лучше даже не пересказывать. Лента зажгла звезды режиссера Брайана Сингера и актера Кевина Спейси (его первый «Оскар»). Ну а мы до сих пор не знаем, кто же такой на самом деле Кайзер Созе.
Дебют великого и ужасного Квентина Тарантино шокировал своих первых зрителей — они банально оказались не готовыми к такой жестокости на экране. Но со временем фильм про ограбление без ограбления полюбили и зрители, и критики — и это неудивительно, ведь раньше так просто и по-свойски о гангстерах не снимал никто. Следующая картина режиссера — гениальное «Криминальное чтиво» — уже была не столько про криминал, сколько про киноштампы, которыми он оброс.
Своего рода финал классического Голливуда: Аль Пачино гоняется за Робертом Де Ниро на протяжении трехчасовой — и лучшей — картины Майкла Манна. При этом, словно повинуясь символизму, актеры ни разу не оказываются в кадре вместе. Видимо, так и выглядит замкнутый круг — когда гангстеру и полицейскому симпатизируешь одинаково. Но бесконечная драма все же имеет конец — конечно же, печальный.
Еще одно эпическое полотно об итальянской мафии в Америке, на этот раз от итальянца же Мартина Скорсезе. История простого мальчишки, который начинал с мелкого посыльного у местных мафиози, а стал самым настоящим гангстером, подана не только с визуальным лоском (которого, наоборот, старались избегать Коппола и Леоне), но и сверхжестокостью, мало чем уступающей современным образцам. В результате «Славные парни» стали одной из лучших лент Скорсезе, а еще звездным часом для Джо Пеши и Рэя Лиотты, не говоря уже о Де Ниро.
«Казино» кажется не то сиквелом, не то спин-оффом «Славных парней» — особенно это приходит на ум, когда видишь персонажей Джо Пеши, — но, конечно же, это совершенно другое кино. На первый план здесь выходит человек (Де Ниро), который знает об азартных играх все — именно поэтому мафия доверяет ему управлять целым казино. Так фильм оказывается еще и гимном Лас-Вегасу — камера живописует роскошные фронтоны и ныряет в злачные закоулки, параллельно рассказывая историю о том, что любовь за деньги не купишь.
Зато вылазка на территорию исторического кино про гангстеров у вышеупомянутого Скорсезе получилась очень успешной. Получив в свое распоряжение двух звезд: одну восходящую — еще совсем молодого Ди Каприо (именно с этой ленты началось сотрудничество актера и режиссера), а другую состоявшуюся — брутального Дэниела Дэй-Льюиса, он с легкостью совместил лирику и эпос. А бандиты XIX века предстали славными парнями.
C формальной точки зрения триллер братьев Коэн рассказывает о жертве — охотник находит в пустыне чемодан денег, а с ним и кучу проблем в лице киллера, которого не остановить. Но роман Кормака Маккарти (фильм снят очень близко к тексту), конечно же, не об этом, а о том, что за все надо платить. И Антон Чигур (а также картель, стоящий за ним) тут всего лишь отвечает за счета, которые выставляет бытие.
Еще одна история взросления среди гангстеров имеет весьма и весьма экзотический колорит. Драма Фернанду Мейреллиша разворачивается в фавелах Рио-де-Жанейро, где жизнь не стоит почти ничего, а вырваться из которых почти что невозможно. Калейдоскоп историй, разыгранных непрофессиональными актерами, оказался настолько хорош, что заслужил право называться лучшим бразильским фильмом в истории.
Разменяв седьмой десяток, решил приобщиться к гангстерскому кино и маэстро Ридли Скотт. Опыт получился на редкость удачным — эпическое трехчасовое (в режиссерской, конечно же, версии) повествование о честолюбивом наркоторговце Фрэнке Лукасе (как всегда прекрасный Дензел Вашингтон), построившем целую империю. На его беду нашелся честный полицейский (Рассел Кроу), который ее разрушил.
Легендарный гангстер Карлито Бриганте выходит после многолетнего заключения — мир вокруг очень поменялся, как и сам бывший наркоторговец. Теперь он хочет окончательно уйти на покой, разобраться в отношениях со своей подружкой, но сначала надо вернуть долги. Вторая совместная картина Аль Пачино и Де Пальмы оказалась куда более мелодраматической и, как следствие, трагической. Отчасти она кажется вторичной по отношению к «Лицу со шрамом» (та же история, как у «Славных парней» и «Казино»), но на расстоянии двух десятилетий сомнений не остается — перед нами великое кино.
Аль Пачино вновь играет гангстера — на этот раз мелкого и даже жалкого типа, который берется на свою голову обучать новичка. Он, конечно же, не знает, что этот самый новичок (одна из лучших ролей Джонни Деппа) — на самом деле агент ФБР под прикрытием. В картине Майка Ньюэлла нет никакой романтики и блеска, привычных для гангстерского кино. Наоборот, главные герои ютятся в маленьких квартирках, выполняют скучные поручения и развлекаются выпивкой да игрой в карты.
Ностальгический триллер Брайана Де Пальмы про веселую и опасную эпоху бутлегерства. Интонационно, конечно, «Неприкасаемые» ближе к помпезной студийной системе, нежели к течению Нового Голливуда, но, когда на экране Роберт Де Ниро (Аль Капоне) противостоит Шону Коннери («Оскар» за роль второго плана) с Кевином Костнером, очевидный пафос отходит на второй план, а прекрасная кинематография остается.
Тихий шедевр Жака Одиара о юнце, попавшем за решетку и там ставшем криминальным авторитетом. Соединив удивительным образом невинность (почти что дебют актера Тахара Рахима) и опыт (на счету самого Одиара более 20 сценариев), режиссер создал удивительную миниатюру нашего мира, поместил все это в тюрьму и зафиксировал ручной камерой.
Один из лучших китайских (гонконгских и материковых) фильмов 2000-х. Виртуозный триллер о чужом среди своих и своем среди чужих с крупнейшими локальными звездами, великолепной режиссурой и невероятно красивой картинкой — имевший в своем распоряжении в десять раз больший бюджет для ремейка («Отступники») Мартин Скорсезе не смог все это переплюнуть.