Топ-50 лучших фильмов про подростков: от «Курьера» до «Дрянных девчонок»
Кино и подростки, кажется, были созданы друг для друга. И эта совместимость выражается не только в составе очередей к кассам кинотеатров, но и в кинолентах, посвященных этому непростому и удивительному возрасту. Перед вами — лучшие фильмы про подростков
Легендарный фильм, название которого уже давно стало нарицательным. Бесспорно, лучшая картина режиссера Николаса Рэя и одна из самых знаковых мужских ролей в истории кинематографа — тут речь, конечно же, о Джеймсе Дине. Обычно, когда говорят о «Бунтовщике без причины», неизбежно скатываются к трагичной смерти 24-летнего актера и выросшему из нее культу вечно молодых, несправедливо забывая про саму ленту. А ведь именно она открыла для кинематографа подростков не как детей, задвинутых на периферию взрослыми, а как самостоятельных личностей с мыслями и чувствами. В этом смысле история непутевого Джима, который не хочет ни учиться, ни жениться, и спустя почти 60 лет смотрится так, будто Джимми Дин только вчера разбился на злополучном лос-анджелесском перекрестке.
Антуан Дуанель прогуливает школу, ведь там преподают такие ненужные вещи, как алгебра и химия, хоть и учат писать, крадет печатную машинку, попадает за это в полицию, а после — в интернат. Его мать слишком увлечена своей жизнью, чтобы заметить, что мальчик превратился из ребенка в подростка. Дебютный фильм Франсуа Трюффо оказался и дебютным фильмом для французской новой волны, распахнувшей двери душных павильонов студий и вывалившейся на улицы. Именно эту свободу, легкость и нескончаемую молодость запечатлел Трюффо в своем фильме, а 14-летний Жан-Пьер Лео — в Антуане Дуанеле. Пройдет время, Трюффо и Лео продолжат рассказывать историю жизни Дуанеля, но «Четыреста ударов» так и останется тем первым фильмом, как первыми могут быть поездка к морю, выкуренная сигарета или любовь.
Едва лишь прошло десятилетие, как у бунтовщиков без причины эти самые причины появились — и решать их они принялись самыми радикальными способами. Так, в 1968 году Париж охватили студенческие беспорядки, США оказались в центре сексуальной и наркотической революции, а консервативную Британию потряс фильм «Если…». Режиссер Линдсей Андерсон, к слову, сам учившийся в закрытой школе для мальчиков, показал английскую школу так, как многие позже не осмеливались показать концлагеря. Бунт Мика Трэвиса и его единомышленников против старшеклассников, учителей и, наконец, против всего общества оказывается уже не бунтом подростков, а бунтом нового против старого. Недаром сыгравший Мика Малькольм Макдауэлл через несколько лет появится в «Заводном апельсине» Кубрика и добьет старый мир окончательно уже не взрывом, но всхлипом.
Эта черно-белая лента о жизни провинциального городка, затерянного где-то на Среднем Западе в застывших 50-х, сделала ее режиссера главным автором Голливуда и подарила миру звезды Джеффа Бриджеса и Сибилл Шепард. А еще она рассказала о том, что так долго оставалось за кадром — о подростковой неуверенности, боязни быть непонятым и неудачах, которые, как выясняется гораздо позже, оказываются куда более значимыми, нежели успех. Сентиментальный сюжет о двух лучших друзьях, которые влюбляются, один — в первую девушку школы Джейси, другой — в несчастливую школьную учительницу Рут. Но счастливыми быть не суждено никому — не то место и не то время, и «Последний киносеанс» превращается из истории подростковых переживаний и открытий в притчу о побеге — туда, сам не знаю куда. Обычно это чревато нелепостями и нравоучениями, но Богданович, который безумно влюбился в Шепард, чем и разрушил собственный брак, будто вновь сам оказался подростком и выдал предельно искреннее лепетание о самом-самом.
Этот фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть 14-летнюю Софи Марсо в ее дебютной роли, идеальную спутницу героев Джеймса Дина и Жан-Пьера Лео. И пусть вас не смущает залихватски танцующий Париж, который раскинулся вокруг юной Вик, он здесь, как и легкие, почти комедийные интонации, не более чем признак эпохи. Ведь «Бум» режиссера Клода Пиното — работа, достойная эквилибриста, который вместил все действие этого почти двухчасового фильма в емкую фразу: Вик влюбляется в одноклассника. Не забыв при этом рассказать обо всем, что так важно, когда тебе 14 лет: о родителях, которые не понимают, о физиологии, которая удивляет, и о чувствах, которые не дают покоя. Неудивительно, что через два года вышло продолжение с той же Софи Марсо — и, скорее всего, была бы и третья часть, но актриса не захотела продолжать, оставив Вик навсегда юной.
Сложно поверить, что один из лучших фильмов про подростков и уж точно самый знаковый для 80-х снял человек, который придумал фильмы «Бетховен» и «Один дома». Джон Хьюз всегда казался своим для всех — Голливуду он обеспечивал хорошие кассовые сборы, а зрителям рассказывал отличные истории, непременно про детей и подростков. И лучшую он рассказал в 1985 году, когда вышел «Клуб "Завтрак"» — про пятерых школьников, которые вынуждены в выходной день приехать в школу и написать сочинение о себе, в качестве наказания, конечно. Виртуозно совместив несовместимое — молодежную комедию и разговорную драму, дух свободы и закрытое пространство и чрезвычайно непохожих друг на друга героев, Хьюз каким-то чудесным образом уравновесил все компоненты так, что лента стала эталоном, и если не в бюро мер и весов, то уж в истории кинематографа точно.
Кинематограф 90-х так долго выяснял отношения с самим же собой, что все остальные немаловажные сюжеты оставались за бортом, в том числе и про подростков. Когда же он добрался до них, стало казаться, что лучше бы он этого не делал. «Детки» — двойной дебют: известного фотографа Ларри Кларка в качестве режиссера и обычного нью-йоркского парня (на момент съемок ему было 22 года) Хармони Корина в качестве сценариста. Обычный день из жизни тинейджеров, который они показали, шокировал и пугал одновременно. Сонливое повествование, наполненное скукой от всего: от секса, от наркотиков, от самих себя, наконец, формально имело сюжет. Но притягивало внимание не им, а той интонацией потерянности и обреченности, которая топит не только сам фильм, но каждого, кто его посмотрит. В результате вместо кино получился скандал, а «Детки» навсегда превратились в пугалку о несчастливой юности.
Один из самых загадочных и в то же время притягательных фильмов недавно наступившего XXI века оказался, конечно же, о подростке. И о сложных пространственно-временных отношениях, а еще о безмятежно-леденцовых 80-х, да много о чем. Даже на экраны фильм выходил дважды: первый раз в 2001 году, а второй — в 2004-м, расширенной версией (на нее-то и стоит обратить внимание). Режиссеру и сценаристу Ричарду Келли удалось сделать ленту про все и сразу, которая оказалась одновременно и удивительно простой и невероятно запутанной. Старшеклассник Донни Дарко, едва не погибнув при весьма странных обстоятельствах, начинает слышать непонятный голос, ходить во сне и воспринимать реальность не совсем в привычном нам виде. И ни первая в его жизни девушка, ни странные события, происходящие в городке, не могут отвлечь парня от этих метаморфоз. То же самое можно сказать и о зрителе: фильм «Донни Дарко» сродни червоточине, попав в которую не то что не выберешься — желания не возникнет.
Фильм, про который, наверное, еще никто не успел толком забыть, а приходится уже вспоминать. И ничего удивительного — история о беременной школьнице, которая не может понять, что ей делать с ребенком, оставить или найти приемных родителей, предстала в такой добродушной и оптимистичной форме, что очаровала всех. Даже академиков, расщедрившихся на почетную статуэтку. Но куда важнее в «Джуно» другое: режиссер Райтман (сын другого Райтмана, который снял «Охотников за привидениями») сумел нащупать такую панибратскую интонацию, что превратил драму в комедию, стриптизершу — в сценаристку, а проблему — в радость, сделав из фильма фактически гимн целого поколения. Поколения, которое нашло силы не только осознать настоящее, но и определить будущее. И его символом стал не бунтовщик без причины, а вполне себе конформистская девушка по соседству, которая радуется самым простым и естественным вещам.
У 15-ти летнего Оливера Тейта есть две цели: потерять девственность до своего следующего дня рождения и сохранить безнадежно разваливающийся брак родителей
Школьница по прозвищу Жесть учится общаться с людьми и радоваться жизни с помощью роботов — молодежная романтическая комедия с Варварой Володиной, Олегом Чугуновым и Сергеем Гилевым
Старшеклассники из Беверли-Хиллз имеют по мобильному телефону или пейджеру, ездят на дорогих машинах, и думают, в чем же пойти на очередную вечеринку. И, к сожалению, у них совсем не хватает времени на то, чтобы учиться
Студенты мореходки постигают жизнь среди суровых моряков рыболовецкого судна — драма Бориса Хлебникова по роману Георгия Владимова «Три минуты молчания»
Подготовка трех подружек-девятиклассниц к дискотеке превращается в настоящую драму. Суровая правда школьной жизни от Валерии Гай Германики
Лучшие отечественные и зарубежные фильмы про подростков
Драмы взросления, первая любовь и первые разочарования, конфликты с родителями и учителями, поиски идентичности и первые взрослые проблемы — подростковый возраст оказывается благодатной почвой для кинематографистов всех стран и эпох. В подборке выше вы найдете список лучших фильмов про подростков — зарубежные комедии про тинейджеров, советскую классику и современные российские ленты.
В американском кинематографе имя Джона Хьюза неразрывно связано с подростковой темой — именно он снял классику школьного кино 1980-х. «Клуб “Завтрак”» стал программным фильмом американских подростков, бунтующих против навязанных ярлыков «принцесс» и «дурнушек», родительских ожиданий и жаждущих показать свою индивидуальность. Звездой фильмов Хьюза стала Молли Рингуолд, сыгравшая главные роли в «Шестнадцати свечах» и «Милашке в розовом». Среди лучших фильмов про подростков и любовь, снятых за рубежом, — трагическая мелодрама «Спеши любить», ромком с Хитом Леджером «10 причин моей ненависти», французская лента с Софи Марсо «LOL [ржунимагу]».
Советское кино восьмидесятых невозможно представить без «Курьера» — культового фильма о молодом поколении без внутренних ориентиров накануне перестройки. Герои любимого зрителями фильма «Вам и не снилось…» — советские Ромео и Джульетта, влюбленные школьники Ромка и Юля, на пути которых встают нерешенные проблемы, гордость и инфантильность их родителей. Нежный рассказ о юности, радости и разочаровании первой любви — «100 дней после детства» Сергея Соловьева. С серьезными взрослыми трудностями сталкиваются еще совсем молодые герои «Школьного вальса». Среди лучших советских фильмов про подростков — «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Не болит голова у дятла» и др.
В списке лучших русских фильмов про подростков, снятых в 21-м веке, — «Хороший мальчик» Оксаны Карас, авторские жесткие драмы «Класс коррекции» и «Все умрут, а я останусь», актуальные фильмы про зумеров «Краш-тест», «Голова-жестянка», «Страна Саша», необычный православный ромком «Страсти по Матвею».
Вопросы и ответы
О легендарных молодежных фильмах и знаменитых экранизациях книг о школьниках и подростках читайте ниже.
Какое молодежное кино считается культовым?
Среди культовых фильмов про подростков — «Клуб “Завтрак”» Джона Хьюза, «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином, «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо, «Последний киносеанс» Питера Богдановича, «Курьер» Карена Шахназарова, «Бум» с Софи Марсо, «Детки» Ларри Кларка и многие другие.
Какие фильмы про подростков сняты по книгам?
Фильм Ильи Фрэза «Вам и не снилось…» снят по повести Галины Щербаковой, пользовавшейся огромной популярностью в СССР. Американское драмеди «Хорошо быть тихоней» основано на романе Стивена Чбоски, выступившего режиссером картины. В основе комедии «Джинсы-талисман» лежит роман Энн Брешерс «Союз “Волшебные штаны”». История четырех сестер Марч, не раз экранизированная американскими кинематографистами, была впервые рассказана в книге «Маленькие женщины» Луизы Мей Олкотт.