Удивительный факт: большинство фильмов, которые мы привыкли считать новогодними, никакого отношения к ночи с 31 декабря на 1 января не имеют. Исправляем это недоразумение и вспоминаем ленты, где в главной роли выступает счастливый праздник Новый год.
Главный новогодний фильм всех времен и народов сняли в 1975 году в СССР. С тех пор ни одна новогодняя ночь на нашем телевидении не обходится без компании Жени Лукашина и Нади Шевелевой, по пьяной случайности оказавшихся вместе в одной квартире 31 декабря. Пересказывать знакомый большинству наизусть сюжет было бы глупо, так что остановимся на интересных фактах. Например, на том, что в главной мужской роли мы с большой долей вероятности могли бы видеть Андрея Миронова, а в главной женской — Людмилу Гурченко или Светлану Немоляеву. Ипполитом мог бы стать вовсе не Юрий Яковлев, а Олег Басилашвили, который все же засветился в фильме в этом образе — на фото, подобранном из сугроба Надей. Барбара Брыльска говорит голосом Валентины Талызиной, а поет голосом Аллы Пугачевой. В открывающие титры так и вовсе закралась обидная опечатка в слове «исключительно», в котором не хватает первой буквы «л». В общем, кому ежегодный просмотр картины перед праздничным застольем и боем курантов так и не помог определиться с мнением насчет правильности выбора Нади, могут развлечь себя поисками киноляпов, ведь не смотреть «Иронию» в канун Нового года просто непозволительно.
Волею современных продюсеров и лично Тимура Бекмамбетова наш предновогодний киномарафон увеличился еще почти на два часа — с 2008 года довеском к рязановской «Иронии» идет ее одновременно и ремейк, и сиквел. Первое — потому что новая история держится на старом и прочном сюжетном каркасе, второе — потому что в ней остались любимые всеми персонажи из первого фильма, да еще и в оригинальном исполнении. И если к свежему взгляду на киноклассику возникает слишком много вопросов, то за возможность лишний раз увидеть на экране Мягкова, Брыльску и Яковлева создателям, конечно, спасибо.
Если придерживаться хронологии, а не рейтинга популярности, то «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова должна была бы открыть наш рейтинг лучших фильмов про Новый год. Снял он ее в далеком 1965 году, дебютировав с этой музыкальной комедией на широких экранах советских кинотеатров. Сотрудники типичного ДК в суете готовят развлекательные номера с юмористическим уклоном для гостей своего карнавала, но все испортить грозит бюрократ и редкостный зануда Серафим Иваныч Огурцов. Смекалистой советской молодежи, ясное дело, никакие Огурцовы не помеха — праздник пройдет на ура, сблизит самым прекрасным из чувств некоторых героев, а те самые «пять минут», что остались до боя курантов, навсегда войдут в историю кино вместе с их исполнительницей — тогда 21-летней Людмилой Гурченко.
Участи «Иронии» не избежала и «Карнавальная ночь» — только на этот раз за сиквел взялся сам мэтр Рязанов. Но не сказать чтобы это спасло положение: Огурцова неизящно переименовали в Кабачкова, к бюрократии добавили коррупцию и чиновничий беспредел, и даже Безруков с танцующим ОМОНом не помогли — с «пятью минутами» нам, право, и привычней, и веселее.
Еще одна нетленная советская новогодняя классика — музыкальная фантастическая комедия «Чародеи» — была создана по сценарию Аркадия и Бориса Стругацких и отдаленно напоминала одну из самых известных повестей их авторства «Понедельник начинается в субботу». Все действие фильма, как и книги, разворачивается в стенах института волшебства и чародейства, только не в НИИЧАВО, а в НУИНУ — на время съемок, кстати, им стал телецентр «Останкино». Именно по его коридорам бродил заблудившийся герой Семена Фарады, и в нем же свершались интриги и злодейства Сатанеева-Гафта и Шемаханской-Васильевой. Но мы-то с вами знаем, что настоящее волшебство всегда приходит в новогоднюю ночь — и тогда все заклятия теряют силу, а злые чары развеиваются одним долгожданным поцелуем.
А вот вам современная сказка про чудодейственные свойства Нового года — впечатляющая по своим масштабам и замыслу и реализованная сразу несколькими режиссерами под предводительством Тимура Бекмамбетова. Представители самых разных слоев населения нашей широкой родины, а конкретно — вообще все, кто может уместиться в диапазон от гастарбайтера до президента, проверяют на себе теорию шести рукопожатий, согласно которой каждый человек на Земле знает другого через шестерых своих знакомых. Действие начинается в калининградском детдоме, а заканчивается, как несложно догадаться, в московском Кремле. В беспрецедентном звездном капустнике, с каждым новым годом выдающим зрителю очередную порцию чудес, принимают участие Ургант, Светлаков, Безруков, Гармаш, Брежнева, Вилкова, Порошина, Асмус, Вержбицкий, Куценко, Меньшов, Хабенский, Гафт и многие, многие, многие другие.
На случай если вам надоели отечественные звезды в качестве предновогодней телезакуски, праздничное настроение можно себе создать и в компании их голливудских коллег. Покончить с вредными привычками, начать жизнь с чистого листа, влюбиться или разлюбить, простить и попросить прощения — все это должны успеть сделать 31 декабря до 12:00 жители сверкающего предновогодними огнями Нью-Йорка в лице Холли Берри, Джессики Билл, Джона Бон Джови, Роберта де Ниро, Мишель Пфайффер, Эштона Кутчера, Зака Эфрона, Хилари Суэнк и других. И пусть вас не смущает российское название картины, в которое закралась обидная ошибка — точный перевод гласит «Канун Нового года», а не то, что имели в виду наши прокатчики.
А вот вам самая поучительная из всех новогодних историй, да еще и в уникальном исполнении — пластилиновом. Сатирическая анимационная сказка Александра Татарского — настоящий кладезь мудрости, абсурда, юмора и крылатых фраз. А сюжет простой, как песня: мужик, отличающийся не столько умом, сколько жадностью и ленью, в поисках новогодней елки попадает в такой круговорот чудес, потрясений и самых невероятных превращений, что его личный Новый год продлится аж до весны.
Нет праздника более семейного, чем Новый год, и по такому случаю не грех собрать всех перед экраном ради просмотра самого что ни на есть семейного новогоднего мультфильма. Как и положено, в предпраздничной суете появляется много поводов для споров и конфликтов — вот и в Простоквашине не все спокойно. Шарик и Матроскин предпочитают общаться друг с другом только через посредника в лице почтальона Печкина, тот, в свою очередь, отказывается отмечать Новый год со сломанным телевизором, а мама дяди Федора оставила их с папой ради участия в «Голубом огоньке». Но с приближением полночи все, конечно же, начинает налаживаться — как по волшебству.
Немного отечественного трэша в новогоднюю ночь никому не помешает. Причем смотреть на то, как в отделении травматологии (да, некоторые умудряются попасть туда еще до 1 января) по случаю праздника последовательно и со всеми вытекающими напиваются генерал, бизнесмен, милиционер, Дед Мороз, цыгане и, собственно, люди в белых халатах, рекомендуется до первого бокала шампанского. Фильм послужит хорошим предостережением и в ярких красках продемонстрирует смысл всем известной поговорки про «Как встретишь — так и проведешь».