В нацистской Германии книги Эриха Марии Ремарка запрещались и сжигались, и неспроста. В романе «На Западном фронте без перемен» автор очень ровно и почти безэмоционально описал то, что сам пережил, участвуя в Первой мировой войне. «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Разумеется, такой образ войны и армии шёл вразрез с национал-социалистической пропагандой, господствовавшей в те годы. Но, даже если абстрагироваться от политики и истории и просто читать роман, нельзя не понять его сверхзадачу: войну надо ненавидеть, она никогда не должна повториться, потому что вынести происходящее невозможно. Для меня книги оказалось достаточно. Но в 2022-м году вышел одноимëнный фильм, который, спустя много лет воскресил в памяти ту боль за «потерянное поколение».
Главный герой, Пауль Боймер, — это собирательный образ мальчиков-солдат. В самом начале он, выпускник школы, немного растерян от того, что ему вместе с друзьями удалось попасть на фронт, но при этом рад, что не отделился от компании. Настоящая война оказывается совершенно не такой, как в речах их школьного учителя, и растерянный вид Пауля словно спрашивает: «Неужели всё это происходит со мной? Это настоящая кровь? Это действительно погиб мой товарищ? Зачем всё это?». После гибели лучшего друга, Станислава Катчинского, за несколько часов до объявления перемирия, Пауль теряет смысл жизни, ему всё равно. Во время внезапно развязавшегося боя он бьëт противников, но без страха и отчаяния, как раньше. «Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на всём фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: „На Западном фронте без перемен“ ...»