О чем все это
Вика, молодая жительница Мурманской области, только что получившая шенгенскую визу, планирует тут же отправиться в Норвегию («к норгам», как говорят местные). Мать категорически против — и даже запирает дочь дома. Для Вики же любая запертая дверь — что-то невыносимое: девушка страдает паническими атаками, причины которых не установлены (то ли экология повлияла на психику, то ли вообще что-то потустороннее). Вика сбегает и отправляется в путь, подсев в грузовую «Газель» к Никите, бывшему бойфренду старшей сестры. По дороге водитель зачем-то сообщает пассажирке, что возит с собой огнестрельное оружие. Вика реагирует довольно вяло; она полностью сконцентрирована на желании пересечь границу и остаться за ней навсегда.
Зачем смотреть
«Панические атаки» — кино, которое хочет раздавить зрителя и вполне в этом преуспевает. Кадр то серый, выцветший, то темный, да еще и стиснутый рамкой три к четырем, вместо саундтрека — тихий, но настойчивый индустриальный гул, камера статичная. Когда Вика и Никита по дороге в Норвегию заезжают на Кольскую сверхглубокую (по мнению местных, где-то в глубине скважины живет дьявол, которому можно загадать желание), начинает казаться, что лента вот-вот перейдет на территорию хоррора.
Впрочем, «Панические атаки» — и так в каком-то смысле фильм ужасов, просто экзистенциальный. Монстром здесь является сама жизнь, монотонная и беспросветная, и исполнительница главной роли Лена Тронина нагоняет жути, играя тонущую в этой беспросветности героиню с пугающей убедительностью.
Почему можно не смотреть
«Панические атаки» способны вызвать сильный эмоциональный отклик, но на деле это скалькулированное холодное кино: Твердовский-младший освоил технику ударов по болевым точкам и эффективно ее использует. Это искусственная конструкция, призванная разбудить в аудитории не шок или удивление (удивляться нечему, окружающие так часто называют Вику бешеной, что появление огнестрела в кадре сразу дает понять — рано или поздно оружие выстрелит), не сочувствие (по-настоящему подключиться к кому-то из персонажей невозможно), а раздражение.
В итоге «Панические атаки» с их выпендрежными картинкой и саундтреком совмещают худшие свойства зрительского и фестивального кино: безжизненную искусственность мейнстрима и полную беспросветность артхауса.