О чем все это
В фильмографии Пабло Ларраина есть ленты, героями которых являются Пабло Неруда и Жаклин Кеннеди. Новая картина чилийского режиссера посвящена принцессе Диане. Но «Спенсер» (в заглавие вынесена фамилия, которую Диана носила до замужества) — не байопик в чистом виде: создатели фильма концентрируются не на фактах из биографии героини таблоидов, а на внутренних переживаниях женщины, доведенной до отчаяния. Мировая премьера ленты состоялась в прошедшем сентябре на кинофестивале в Венеции, где работу Ларраина встретили овацией.
Зачем смотреть
«Спенсер» — картина с собственными настроением и ритмом. И то, и другое задается в том числе изобретательным саундтреком, подготовленным участником Radiohead Джонни Гринвудом. Впрочем, за настроение фильма отвечает в первую очередь исполнительница главной роли Кристен Стюарт. Актриса на этот раз демонстрирует краски, о наличии которых в ее палитре раньше никто не догадывался. Диана в ее исполнении — поочередно хрупкая и несгибаемая, ранимая и язвительная, счастливая после разговора с детьми и подругой — и раздавленная многочисленными бестолковыми традициями, определяющими жизнь королевской семьи. Еще одна впечатляющая актерская работа — Салли Хокинс в роли Мэгги, приставленной к Диане в качестве камердинера. Хокинс не так часто появляется в кадре, но ее сдержанная застенчивая улыбка так освещает экран, что становится понятно, почему именно она стала единственным человеком, заручившимся полным доверием героини.
Почему можно не смотреть
При всех достоинствах «Спенсер» — неровная лента. Ларраин и его соавторы иногда перебарщивают с мелодраматизмом; видения Дианы (принцесса ассоциирует себя с Анной Болейн и время от времени даже встречается с ней лицом к лицу), призванные добавить в фильм сюрреализма, кажутся довольно нелепыми. Более того, с Анной героиня встречается в кадре чуть ли не чаще, чем с собственными сыновьями. Это подчеркивает однобокость фильма: сложности, с которыми сталкиваются дети, раздираемые противоречиями между старшими родственниками, остаются за кадром, как и романы Дианы — хотя внебрачным отношениям принца Чарльза внимание уделяется. С другой стороны, если бы Ларраин попытался быть более объективным, у него, наверно, вышла бы более традиционная биографическая картина — и уж точно не такая запоминающаяся.