О чем все это
Раннее солнечное утро в старой Италии. Энцо Феррари возвращается домой, но проскользнуть незамеченным мимо жены не удается. Следует классическая семейная сцена, в руках у Лауры Феррари вместо половника пистолет. Но Энцо уже ждут на гоночной трассе. В ближайшей гонке Mille Miglia на карту поставлено будущее марки, конкуренты не дремлют, вся надежда на лучшего пилота команды — и вот он разбивается из-за трагической случайности. Трагедий много в жизни Феррари — он оплакивает их единственного с Лаурой сына, умершего молодым от тяжелой болезни. Он разрывается между законной женой и второй семьей, в которой растет возможный наследник. И ему во что бы то ни стало надо побеждать.
Зачем смотреть
Фильм своей отточенной формой, стилем, вкусом и драйвом как нельзя лучше подходит к одноименной марке гламурных спорткаров. Майкл Манн ушел от традиционной формы повествовательных байопиков — здесь почти нет «истории жизни и пути к успеху». Основное действие разворачивается летом 1957 года, а необходимая предыстория показана серией флэшбэков в параллельном монтаже под Parigi, o cara из «Травиаты».
Энцо в исполнении Адама Драйвера показан жестким и бескомпромиссным руководителем, он требует риска от своих пилотов — но умеет объяснить, зачем. Последствия ужасной катастрофы с разорванными телами зрителей изображены максимально натуралистично и подробно, но это не звучит диссонансом к прекрасным пейзажам, которыми наполнена лента. Отличной операторской находкой стала съемка диалогов на малой глубине резкости и стремительная переброска фокуса между персонажами, добавляющая гоночной динамики визуальному ряду.
Любопытно, что фильм вольно или невольно становится новой главой в знаменитом противостоянии Феррари и Ламборгини. В прошлом году вышла картина «Ламборгини: Человек-легенда», созданная по традиционной схеме байопика, где этому противостоянию уделено должное место, и снобизму Энцо в том числе. Чем же отвечает фильм «Феррари»? Ровно в духе Энцо. Как писал Илья Ильф — «грязно оклеветал, ни единым словом не обмолвившись». Никакого Ламбо в ленте просто нет. Но главное, что драматургически она получилась мощнее.
Почему можно не смотреть
Этот фильм в гораздо большей степени об отношениях, о необходимости тяжкого выбора между двумя семьями, чем об автомобилях. Захватывающие съемки гонок от души показаны во второй части, но паддока почти нет. К тому же Пенелопе Крус удается переигрывать Адама Драйвера в совместных сценах. Наверное, это отличная месть Лауры за измену, но для фильма про создателя гоночных автомобилей как-то не очень правильно.