О чем все это
Главный герой новой комедии 85-летнего Аллена — Морт Рифкин, не слишком продуктивный писатель из Нью-Йорка. Вслед за супругой, занимающейся пиаром молодого европейского режиссера, Морт едет на кинофестиваль в Сан-Себастьян (ирония в том, что именно на этом мероприятии в сентябре и состоялась премьера «Фестиваля Рифкина»). Повод для поездки — не желание отдохнуть или сменить обстановку: герой подозревает, что супруга изменяет ему с клиентом, и летит в Испанию, чтобы контролировать ситуацию. На месте Морт сам заводит курортный роман с состоящей в браке женщиной-врачом.
Зачем смотреть
Главная фишка «Фестиваля Рифкина», отличающая его от других разговорных комедий с романтическим налетом, которых у Аллена хватает, — черно-белые сны главного героя. В них Аллен с юмором (кто-то скажет — с издевкой) воспроизводит сцены из киноклассики. Реконструкция фрагмента «Седьмой печати» Бергмана хороша уже тем, что дает возможность Кристофу Вальцу появиться на экране в роли Смерти; достается также Феллини и Годару. Еще одна симпатичная составляющая фильма — открыточные виды Сан-Себастьяна. Впрочем, Аллен ранее уже показывал аудитории туристическую Европу, да и с оскароносным оператором Витторио Стораро он работает не впервые, так что «Фестиваль» не предлагает ничего принципиально нового.
Почему можно не смотреть
Даже зритель, в целом с теплотой относящийся к творчеству Аллена, признает, что в обширной фильмографии режиссера есть ленты, скажем так, необязательные. «Фестиваль Рифкина» — как раз такое кино, ровное, болтливое, местами забавное, никуда не ведущее. Оригинальность ему придают только киноманские гэги, но и они к концу надоедают. Возможно, история была бы более яркой, если центрального персонажа играл бы более экспрессивный актер. Исполнитель главной роли Уоллес Шоун в целом убедительный, но бесцветный; послушать, как полтора часа бубнит сыгранный им персонаж, вполне можно, но вспоминать, что он там говорил, совершенно не хочется.