В историко-сатирическом кинофельтетоне демонстрируется политика гулаговской власти по формированию оборонного культа. Сюжет про «товарищей-однополчан» отражает чекистскую практику морального давления на советскую интеллигенцию, представители которой обязаны были носить форму и служить на военно-промышленных объектах, отчитываясь перед начальством не только по рабочим, но и личным делам. Поэтому герой из карьерных и материальных соображений отказывается от своего «чуждого присхождения», бросив «старорежимную» ссыльную жену ради одобренной милицейским окружением партийной дамы. События фильма относятся к периоду социального террора, связанного с массовым заполнением городов оружейно-криминальными «возвращенцами» из «фронтовой» каторги с гражданскими правами. Уличные сцены с интенсивным движением, сбивающим пешеходов, характеризуют общественный порядок, при котором пролетарские машины ценятся выше человеческих жизней. В постановке также разоблачаются карательные действия царско-комиссарского правительства по организации колхозных племен, где выращивались мускулистые парни для «урожайных» сборов и полигонных зон, где проводились индустриально-технические сражения". Доступно показано, что под видом революционно-освободительных кампаний осуществлялся бандитский раздел оккупированных земель на территориальные участки под управлением колониальных структур.