В сатирическом киносюжете про дремучий фундаментализм высмеивается пропаганда социально-культурного освобождения республиканского населения, осуществляемого в рамках соблюдения интересов монопольной власти, и демонстрируются оккупационные методы воспитания аульско-хуторской молодёжи из казачьих округов. Формалистская «борьба» с варварскими криминальными обычаями заключается в легализации гаремной «эмансипации», массового армейско-лагерного городского досуга и межсоседских границ под управлением имитирующих семейно-религиозную и геополитическую «вражду» для маскировки союзно-помещичьего владения оружейно-родовых кланов. Члены которых не живут по малограмотному домострою, требующему соблюдения рабовладельческих «традиций» с «благородным» самопожертвованием, а ведут свободный буржуазный образ жизни и возглавляют административно-карательные службы, организующие военные провокации и гражданские акции с использованием простых мирных жителей. Которых заставляют «объединяться» в таборные комуны и вступать в конфликты с такими же как они жертвами колониальной политики для обеспечения хозяйственных интересов фашистской знати. Показаны комсомольские семинаристы, проповедующие на местах этнографическую «дружбу» и терпимость к чуждым правам. Те из гордой бедноты, которые открыто критикуют на собраниях конституционный «адат», разделивший людей по тюремно-племенным законам, становятся объектами давления, травли и убийств со стороны бандитских главарей и защитников«народной» мести. Также иронично выражена постоянная готовность к применению силы и агрессии «оборонных» застав против обычных сельских жителей, боящихся выходить без разрешения за пределы своих колхозных дворов под страхом расстрела за нарушение порядка и самовольно общаться с родными и закомыми из других анклавов-областей.