В сатирической кинозарисовке о фабричной молодежи разоблачаются комсомольские профсоюзные организации, возглавляемые кулацко-чекистскими «нэпманскими» авторитетами в рангах передовиков-чемпионов (авторов-внедрителей новых изобретений), державших в практическом рабстве обычных талантливых ребят из числа воспитанников ремесленных приютов. Которые жили в общежитиях-притонах и трудились днями и ночами без карьерных и материальных перспектив в творческих и цеховых мастерских по разработке и выпуску различных видов товаров и продуктов, выставляемых в лавках и музеях, чтобы не оказаться на улице и жертвами милицейских чисток-облав.
И общественная критика в адрес хулиганских лидеров «рабочих» фискальных банд и контролирующих органов, реализующих «государственную» продукцию в своих мафиозных интересах влекла жесткую расправу над обличителями гоп-анархизма, подвергавшихся моральному и физическому воздействию со стороны служителей монопольной власти, использующей демократическое голосование, напоминающее дисциплинарное поведение со всеми средствами пропаганды и давления на малограмотное в большинстве своем население с примитивными вкусами и запросами. Поэтому работники текстильного по сути предприятия одеты как армейские заключенные или обитатели дешевых ночлежек, так как легкая «гражданская» промышленность изначально находилась в зависимости у тяжелой (военной) металлургии, полицейские начальники которой распоряжались всей экономикой в колониальных целях. А то немногое, что предназначалось для местных нужд, разворовывалось блатными структурами по распределению дефицита, а выручка тратилась в азартных заведениях. Отсюда и «мода» на форму, которую обязаны были носить все городские служащие и учащиеся. И любой честный специалист, кто выдвигался на общественно-политическую должность,. быстро превращался в барыгу и подставное лицо, зависимое от воровской «штатской» компании и ее злачных правил.
Сюжетная история про открытие в парке цирковых аттракционов повествует о манипуляционных способах формирования массового досуга по заказу производителей оружейной техники и руководителей крупных организаций. Для чего уличная шпана из окружения «комсорга» провоцирует драку в местах свободного отдыха. Чтобы у заводских активистов был повод загнать всех местных подростков в спортивно-боевые клубы, организующие дворовые «сражения» за «почетные» звания героев физической культуры и труда, от которых все разбегаются как от оккупантов-бандитов и которых прославляют в стенгазетах как рекордсменов. И на таких бузотеров-силачей обязаны были равняться члены детских и юношеских коллективов в условиях реальной устарелости (ненужности) многих «передовых» отраслей, существовавших по технологическим нормам прошлого века и являвшихся фактором развития криминальных общин под видом производственных зон и связанных с ними первобытных спартанских обычаев и законов, правящих на основе общей бедности, закрытости и «уважения» к силе. Выраженных в образах завсегдатаев кабаков, фанатов тиров всех возрастов и группах «беспризорников», слоняющихся без дела с гитарами и бутылками в поисках экстремальных приключений.
В постановке остроумно высмеивается практика расширения образовательного кругозора молодого поколения, лишенного доступа к настоящим знаниям, вместо которых внушаются географические и прочие мифы. Поэтому никакого интереса не вызывает обязательная лекция антинаучного характера с демонстрацией сконструированных самими участниками мероприятия «останков» фантастических чудовищ. А также «просветительская» тема о нахождении в северном крае полезных материалов, которые в действительности имеют не природно-добываемое, а искусственно-сырьевое происхождение, тесно связанное с оружейной «пороховой» индустрией.