В ленте «Новая подружка» Франсуа Озон вновь высказывается на излюбленную тему.
Франсуа Озон всю свою карьеру снимает два типа картин: зубодробительные и беззубые. Первых в его фильмографии, пожалуй, больше, но очередная лента «Новая подружка» скорее относится ко второй категории, притом что намерения у режиссера, кажется, были другие.
У молодой замужней Клэр (Анаис Демустье) умерла лучшая подруга, оставив супруга Давида (Ромен Дюрис) с грудным ребенком на руках. Однажды Клэр решила навестить вдовца и обнаружила его в платье и парике. Давид объяснил, что всегда имел склонность к переодеванию в женскую одежду, однако после смерти жены этот интерес обострился. Клэр же поначалу смутилась и даже вроде бы почувствовала некоторое отвращение. Но довольно быстро она пришла в себя и начала совершать с Вирджинией (так назвали альтер эго Давида) вылазки в магазины и в кино. А затем дружба, что называется, переросла в нечто большее. Когда же Давид начал сомневаться и задумался о том, чтобы вернуться к прежней жизни, Клэр в ответ подтолкнула его в верном с ее точки зрения направлении — то есть обратно в сторону Вирджинии.
Франсуа Озона всегда интересовали отношения, считающиеся широкими массами девиантными. Интерес вроде бы неподдельный, но большинство работ режиссера заставляют предположить: любопытство у него вызывает не драма, а казус. Ему хочется не рассказывать о таких отношениях, а жонглировать фактами и домыслами, не знакомить аудиторию с чем-то, находящимся за пределами ее интересов, а шокировать. В этом смысле Озон похож на свою героиню Клэр: он тоже манипулятор.
Проблема в том, что на фильм-шок «Новая подружка» не тянет. Во-первых, по той причине, что на дворе 2014 год, все заинтересованные успели посмотреть, например, «Жизнь Адель» Кешиша. Во-вторых, сам Озон достаточно сдержан, «Подружка» — это совсем не «Крысятник» и не «Криминальные любовники». Режиссер показывает ровно столько, сколько смог бы увидеть в условную замочную скважину обыватель, подглядывающий за соседями. Обывателю, как известно, неинтересно разбираться в том, как устроена жизнь человека за стенкой. Ему всего лишь нужно удовлетворить собственное любопытство и собрать факты, чтобы потом тыкать в соседа пальцем и называть его извращенцем. Скорее всего, Озон преследовал другие цели, но в результате получилось кино, будто бы потакающее таким вот подглядывающим.
При этом нельзя не отметить, что и достоинств у «Новой подружки» тоже хватает. В некоторых сценах царит нешуточное напряжение, что иногда заставляет воспринимать картину чуть ли не как триллер. Кроме того, из Демустье и Дюриса получился отличный дуэт. Она небанально красива, такое лицо не заставляет взгляд сразу остановиться, но требует его возвращения. Он — кумир зрительниц женского пола, уверенно выступающий в неожиданном амплуа. Просто не ждите, что «Новая подружка» станет хоть сколь-нибудь серьезным высказыванием на тему ЛГБТ-проблем. Скорее уж это фарс с участием хороших актеров.