Вселенная состоит из бесконечного количества крошечных частиц — как город, полный страждущих. Зейнеп едва сводит концы с концами — выжить становится еще сложнее, когда ее увольняют с ткацкой фабрики. Она безуспешно пытается найти работу и уже почти в отчаянии. Но мрачные дома стамбульского Тарлабаши равнодушны к ее страданиям.
Турецкий режиссер Эрдем Тепегёз представил на ММКФ свою дебютную полнометражную работу «Частица», уже завоевавшую у себя на родине более десяти наград, в том числе за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль.
Главной задачей Эрдема Тепегёза, начинавшего в документальном кино, было отобразить подлинное лицо современной Турции, прочно ассоциирующейся у всех с яркими образами летнего отдыха. Режиссеру было важно показать жизнь простых людей и те проблемы, с которыми они ежедневно сталкиваются. Внешняя выстроенность фабулы, свойственная игровому кино, подчеркивается метафорическим языком документалистики. Автор сопоставляет жизнь героини с сонмом кружащихся пылинок в бледном луче, освещающем помещение страшной ткацкой фабрики, где женщины вынуждены выполнять непосильную для них работу.
Главная героиня фильма Зейнеп Сойназ теряет работу, просто потому что оказалась не в том месте и не в то время. Но она не выглядит ни напуганной, ни несчастной, может быть, только тонкая струйка крови из носа говорит нам о ее реакции. Надвинув поглубже капюшон, она быстрым шагом отправляется на поиски нового места.
Узкие грязные улицы, торговые палатки, рынок-барахолка, замученные как работой, так и безработицей лица людей — вся эта поэтическая бедность предназначенных под снос кварталов Стамбула усиливается движением живой камеры. Мы буквально выхватываем взглядом капюшон героини, стремительно проносящейся мимо полуразвалившихся стен и заборов.
Дома ее ждут голодная мать и больная дочь. Это и главная мотивировка героини, и основная движущая сила сюжета. Ее личная проблема, которую, кроме нее, решать некому. Сойназ, день за днем проходящая одним и тем же маршрутом в поисках еды, покупателей, работы, подобна бродячей собаке, вечно рыщущей в поисках пропитания.
Автор предлагает нам понаблюдать за жизнью героини, умышленно не позволяя соотносить себя с ней. Режиссеру важно через это отстранение показать, что Зейнеп Сойназ — всего лишь мельчайшая часть той бесконечной массы людей, которые каждый день прилагают все силы, чтобы просто накормить свою семью.
Исполнительница главной женской роли Жале Арикан, выразительностью лица соперничающая с великой Анной Маньяни, создает яркий характер новой женщины Востока. Она будет готова бороться со всеми жизненными перипетиями и обязательно выстоит, потому что другого пути у нее просто нет.