Продолжение культовой антиутопической франшизы, в которой противостояние системе выходит на уровень полноценной гражданской войны за независимость дистриктов от Капитолия.
В стране Панем путем интриг и обмана власть захватил президент Кориолан Сноу (Дональд Сазерленд). Его идеология — унитарное государство, объединяющее различные регионы (дистрикты) под властью столицы — Капитолия. Непокорных уничтожают, а в назидание гражданам проводят Голодные игры, участники которых охотятся друг на друга.
Звезда Голодных игр Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) в предыдущей серии разрушила купол над ареной соревнований и оказалась без сознания на борту неизвестного планетолета. Очнулась она на территории мятежного Тринадцатого дистрикта, жители которого прячутся в шахтах от бомбежек вооруженными силами Капитолия и готовятся к войне за независимость. Президент дистрикта Альма Койн (Джулианна Мур) сообщает Китнисс, что ее выстрел в купол воодушевил население непокорных территорий и все считают ее символом сопротивления с позывным Сойка-пересмешница. Но есть проблема — только в Тринадцатом дистрикте восставшим удалось добиться сколько-нибудь существенного успеха, в остальных дистриктах либо гибнут под бомбежками, либо вообще боятся перейти к активным действиям. Койн предлагает Эвердин стать лицом восстания и сняться в пропагандистских роликах, но девушка хочет лишь выручить своих товарищей, оставшихся в застенках Сноу.
Тогда ей устраивают экскурсию в родной Двенадцатый дистрикт. Оказывается, вооруженные силы Капитолия разбомбили и его, но капитолийские СМИ скрывают от населения правду, обвиняя во всем лишь террористов, угрожающих единству Панема. Возмущенная Китнисс соглашается выступить в роли Сойки-пересмешницы, но не может найти верную интонацию в студийных условиях. И тогда съемочная группа, в которую вошли перебежчики из Капитолия, отправляется в один из сопротивляющихся дистриктов. Здесь на глазах у Китнисс авиация Панема наносит удар по полевому госпиталю, в котором находятся мирные жители и ополченцы. Сноу цинично заявляет, что погибшие виноваты сами, позволив появиться на своей территории лидеру сопротивления. В ответ девушка сбивает два боевых планетолета. Становится ясно, что это уже не игры, а настоящая гражданская война.
Понятно, что все вышеизложенное не может не вызывать ассоциаций с событиями, начавшимися в 2014 году на Украине и в ее юго-восточных регионах («дистриктах»). Разрушенные бомбежками карателей промышленные районы, ополченцы, беженцы — даже картинка до боли напоминает документальные съемки из Донецка и Луганской Республики. Очевидно и то, что создатели «Голодных игр» меньше всего думали о происходящем на Украине и уж тем более о сочувствии к ополченцам-сепаратистам. Собственно, сюжет, в котором благородные повстанцы противостоят жестокому правительству, расхож для американского кинематографа, но в данном случае мы наблюдаем не то, как жизнь повторяет кино, а как жизнь обгоняет кино прямо в процессе съемок.
Стоит отметить, что предыдущие серии «Голодных игр» также стали символом реального сопротивления, но в стране, расположенной от Украины на другом конце света. После того как в Таиланде власть захватила хунта, протестующие граждане переняли из фильма знак выражения протеста — поднятые вверх соединенные три пальца. Причем в Таиланде, так же как в Панеме, лидеры переворота распорядились арестовывать за использование этого жеста.
Если же говорить о художественных качествах картины, то каких-то выдающихся достижений в ней нет. Это прекрасный образчик современного американского зрелищного фантастического блокбастера с большим количеством персонажей и сложными отношениями между ними. Для поклонников франшизы «Сойка-пересмешница. Часть 1» — прекрасный подарок и возможность проследить дальнейшую судьбы полюбившихся героев. При этом картина сделана так, что ее будет интересно смотреть и тем, кто не видел предыдущие два фильма.