Философская притча, притворяющаяся драмой о житейских неурядицах.
Ахмад приезжает из Ирана во Францию, чтобы официально оформить развод со своей женой Мари. Последние четыре года они живут раздельно, их ничего не объединяет и не связывает, кроме общих воспоминаний. Мари готовится выйти замуж за Самира, чья жена лежит в коме после попытки самоубийства. Эта неоднозначная ситуация висит дамокловым мечом над их отношениями, но, кажется, решение уже принято. Пытаясь примирить Мари и дочь Люси (последняя не в восторге от будущего отчима), Ахмад невольно приоткрывает дверцы шкафа, в котором нашлось место многим скелетам…
После триумфального «Развода Надера и Симин» (главный приз Берлинского кинофестиваля, «Оскар» и «Золотой Глобус») выдающийся иранец Асгар Фархади перебирается — не в буквальном, а художественном смысле — во Францию, где на новой для себя почве и территории начинает переосмысление любимых тем и мотивов. На первый взгляд и вовсе может показаться, что «Прошлое» — своеобразное продолжение «Развода» в новых обстоятельствах, условиях и антураже. За точку отсчёта вновь берётся желание пары освободить себя от уз брака (в случае Ахмада и Мари эти узы уже давно лишь формальность), но дальнейшие события достаточно быстро трансформируют мелодраматический сказ в сказ драматический, с элементами крепко сбитого детектива.
Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Эта нехитрая арифметическая истина применима и к Асгару Фархади. Он заставил говорить своих героев на французском, изменил имена, место действие, но оставил всё то, благодаря чему и стал в нулевые одним из крупнейших иранских режиссёров. «Прошлое» — это рентгеновский снимок человеческих взаимоотношений без фальши и натужных художественных решений. Рассказываемая Фархади история предельно проста, однако за этой простотой скрывается то, что и принято называть жизнью. И в этом смысле, иранец знает о жизни побольше очень и очень многих.