Давайте не будем умничать и начнем называть вещи своими именами: черное будет черным, белое будет белым, а фильм-шедевр будет фильмом-шедевром.
Посмотрев этот фильм очень трудно воздержаться от восторженных оценок, но, включив кондиционер в своем рассудке на полную мощность, все-таки попробуем.
Примитивнейший сюжет: идет война, он любит ее, она любит его, ревнивый соперник (куда без него?), ее похищают плохие люди, любимый спешит к ней на выручку, попутно отправляя к праотцам полтора десятка человек, счастливое воссоединение, титры, тхе енд. Теперь тот же сюжет попадает в руки к режиссеру Майклу Манну и его команде и бесформенный простой камушек начинает приобретать очертания. Добавляем талантливых актеров и у камня вырисовываются четкие и совершенно ровные грани без единого изъяна. Ложим музыку и полировка камня завершена — перед нами бриллиант!
Этот фильм первый раз я посмотрел в 2003 году и в голове у меня что-то переключилось. Вдруг все прояснилось. Вот какими должны быть люди, если не в идеале, то достаточно, чтобы называться достойными. Мужчины должны быть мужественными, женщины — женственными (очень умно, не правда ли). Их счастье — это жить в мире и любить человека, который любит тебя. Чего проще? Но любовь страшная сила — она может рождать и темные чувства. От любви до ненависти, как говорится, один шаг. Отвергнутая любовь рождает в душе благородного и смелого офицера ревность, ревность рождает бесчестие и подлость: он должен морально и физически уничтожить соперника, а в условиях войны это будет не сложно. Вот тут и начинаются испытания.
В фильме подобран великолепный актерский состав. Дэниэл Дей-Льюис — один из немногих актеров, который в одиночку, за счет собственного таланта, может вытянуть многомиллионные картины типа «Банды Нью-Йорка». Готовясь к роли, он жил отшельником в лесу, охотился, даже изготовлял каноэ вручную, потому что он не играет роль, он проживает ее на экране. Мэдлин Стоун — воплощение женственности в фильме. Кора Монро, сыгранная ею, красива и умна (редкое сочетание качеств), честна и благородна. Отвергает любовь английского офицера ради лесного следопыта (романтика да и только). Вторая пара: Ункас и Алиса Монро (Эрик Швейг и Джоди Мэй). Сила и невинность. Одна из самых сильных сцен в фильме — эта сцена их гибели. После нее понимаешь как сильно они любили друг друга. Они молоды и их любовь безумна, но в тоже время нежна и не порочна. Чингачгук (Рассел Минс) — это мудрость. Отец и учитель. Он светлая сторона медали, темная же сторона — это Магуа. Изумительно сыгранный Уэсом Стади гурон жестокий и коварный, храбрый и умелый воин сердце которого сгубила жажда мести за убитых детей и алчность. Чингачгук созидатель, Магуа призван разрушать. Английский офицер Дункан Хейворд (Стивен Педдингтон) — тот чья ревность подарила нам эту прекрасную историю. Если ревность рождает в нем низменные качества, то любовь толкает его на подвиг — он жертвует собой ради любимой женщины. Все это происходит на фоне красивейшей природы под волшебную (другого определения и подобрать-то сложно) музыку Киарана Бреннана, Тревора Джонса и Рэнди Эдельмана.
Впечатляют батальные сцены, созданные без применения вездесущих в настоящее время компьютерных эффектов. Благодаря кропотливой работе художника фильма мы увидим поселения переселенцев, деревню гуронов, армейские укрепления того времени и как же все-таки выглядели настоящие индейцы (а не ГДРовцы с искусственным загаром, перьями и Гойко Митичем во главе).
Спасибо Майклу Манну за этот красивейший фильм, за два часа наслаждения этой интереснейшей экранизацией бессмертного творения Джеймса Фенимора Купера.
Другая оценка просто преступление
10 из 10