Прекрасный фильм! Намного лучше книги, по мотивам которой он снят. Удивляюсь, как могла кануть в небытие столь красивая для своих лет экранизация. Актеры все как на подбор. От Лайдона, Хлои, Нидии, Джулии просто глаз не отвести, не считая знаменитой «Джульетты» Оливии Хасси. Режиссер в довольно сжатый период времени (фильм идет часов 5—6) сумел обрисовать весь масштаб трагедии через судьбы главных героев. И, как оказывается, нет необходимости в гигантских спецэффектах, чтобы фильм был интересным и производил впечатление.
Основная сюжетная линия, четыре пары, чьи судьбы неожиданно переплелись, чтобы навсегда изменить друг друга. Мне больше всего понравилась трогательная любовь слепой девушки Нидии и красавца-гладиатора Лайдона, хотя не менее трогательны жрица Иония и Глаукас, трагические пары — Клодий и Джулия, Хлоя и Петрус. Особенно трогают сцены в конце во время извержения, когда слепая Нидия бросается в самую гущу обезумевших людей разыскивая Лайдона, любовь к которому она долго не могла осознать в себе, и он ловит ее в свои крепкие надежные объятия. Хлоя, стоящая с ножом, как Богиня мести, уничтожившая убийцу своего возлюбленного. Лежащие в пепле мертвые Джулия и Клодий, не сумевшие быть вместе при жизни, но слившиеся воедино в смерти. Иония и Глаукас, сумевшие преодолеть все испытания и быть вместе наперекор судьбе.
Еще одна любимая сцена — финальная драка между большими друзьями Лайдоном и Глаукасом прямо перед извержением. Ревущая вокруг толпа, жаждущая смерти одного из них, уже кажется неважно кого. И Лайдон с Глаукасом, которые отчаянно пытаются спасти друг друга, даже ценой собственной жизни.
Не менее интересны отношения Лайдона и Споруса. Спорус — гладиатор, который, по-моему, является вторым по силе после чемпиона Помпей — Лайдона, постоянно изводящий Лайдона своими насмешками, скрывающими однако его большую любовь, в которой он признается Лайдону перед смертью во время извержения. Спорус, кажется, единственный, кто видит всю красоту души и одиночество Лайдона.
Из плюсов фильма нужно отметить ярко выраженную линию христианства. Сравнение веры в Исиду и веры в Христа, не в пользу первой. Тонко показанные сцены продажных жрецов Исиды, которые используют веру для собственной наживы, и христиан, страдающих, гонимых и готовых умереть и умирающих за свою веру. На самом деле, кажется, что режиссер демонстрирует извержение в конце, как гнев Божий, обрушившийся на Помпеи за их испорченность, безверие, кровожадность и жестокость. За то, что в Помпеях резко нарушился баланс добра и зла с критическим перевесом в пользу последнего.
В фильме продемонстрированы потрясающие гладиаторские бои, быт и тренировки гладиаторов. Красивые декорации, костюмы времен Рима, не лишенные сексуальности, присущей той эпохе, яркая игра актеров все это не меркнет даже спустя более двадцати лет после выхода фильма.
Я смотрела этот фильм в глубоком детстве, и он произвел на меня неизгладимое впечатление. Посмотрев его сейчас, я поняла, что ничего не изменилось, и есть фильмы, которые не поддаются влиянию времени. «Последние дни Помпеи» — фильм-катастрофа, фильм-надежда, фильм-история, в которую умело вплетены линии преданной любви и дружбы, ненависти и предательства, алчности и бескорыстия, веры и безверия. Такие фильмы не стоит забывать!