«Маленькие красные цветы» (《看上去很美》) — это фильм, вышедший в прокат в Китае 18 марта 2006 года. Режиссёром выступил Чжан Юань. Основой для сценария послужил одноимённый роман китайского писателя Вана Шо (王朔). Фильм рассказывает историю жизни четырёхлетнего мальчика, который воспитывается в стенах детского сада в Пекине. В нём мы видим мир глазами ребёнка, чьи мечты и желания сталкиваются с суровой действительностью социалистического воспитания.
Главный герой — маленький Фан Цянцян (方枪枪), которого отправляют в детский сад, где дети воспитываются в строгости и дисциплине. Основой воспитания является соревновательная, рейтинговая система: за хорошее поведение и соблюдение установленных правил дети получают маленькие красные цветы, которые прикрепляются к доске. Набравший 5 цветов за неделю ребёнок становится старостой. Однако Цянцян никак не вписывается в эти рамки. Он не умеет самостоятельно одеваться, нарушает распорядок дня, любит озорничать, поэтому ему постоянно не удаётся заполучить заветные цветы. Воспитатели же намеренно не идут на уступки и не жалеют ребёнка, тем самым готовя его к суровой взрослой жизни.
Одной из главных тем фильма является противостояние индивидуальности и строгой системы. С первых же кадров мальчик предстаёт перед зрителем как живой и эмоциональный персонаж, который стремится к свободе и познанию мира. В то время как окружающий его мир стремится к главенствованию строгой дисциплины и системы поощрений и наказаний за соблюдение или нарушение установленных правил, мальчик жаждет новых открытий и возможностей. Сюжетная линия произведения весьма интересна: если в начале фильма мы видим, что мальчик стремится получить как можно больше цветков, прилагает усилия, чтобы стать лучшим, то по мере развития событий можно заметить, как его желание быть похожим на других постепенно угасает. Он начинает сбегать из стен детского сада, намеренно нарушать правила и даже становится лидером детей в сговоре против воспитателя, который показался ему «демоном». По действиям, движениям и эмоциям ребёнка было видно, как ему нравится выделяться среди других. Однако за свою инициативность он был наказан и изолирован от других детей. Как итог, мальчик, постоянно проигрывая «системе», был настолько измотан морально и физически, что, в конце концов, заснул на большом камне.
В этом противостоянии Цянцяна и его воспитателей кроется глубокий смысл, отражающий критику социалистической системы того времени, которая стремилась стандартизировать личность и подавлять любые проявления индивидуальности. Детский сад, где дети с самого юного возраста учатся соответствовать ожиданиям и требованиям, лишаясь возможности оставаться собой, становится метафорой для китайского общества времен Культурной революции, когда в стране происходило активное искоренение контрреволюционных элементов. Потому фильм вряд ли будет понятен юной аудитории, хоть и рекламировался как детский фильм.
На мой взгляд, одной из ключевых особенностей фильма является его визуальная выразительность. Режиссёр в работе использует яркие, насыщенные цвета, символизирующие как жизнерадостность детства, так и давящее окружение строгих правил. Впечатляющим является и контраст детской непосредственности, искренности и эмоциональности с угнетающей реальностью и строгостью воспитания.
Также стоит отметить работу юного актёра Дун Бовэня (董博文), который сыграл главную роль. Он мастерски передал внутренний мир своего персонажа, его упорство, страхи, озорливость. Его игра естественная и искренняя, что сделало его героя особенно понятным для зрителя.
Работа Чжана Юаня оставляет приятное, но в то же время грустное впечатление. Она заставляет задуматься о природе воспитания, о свободе и о системах, которые формируют восприятие мира человека.