Проект Киану Ривза «Бок о бок» о развитии цифрового кино оказался очень любопытным. Почти сто лет фильмы снимали на пленку, но на рубеже ХХ и XXI веков появились цифровые камеры, которые не требует километров пленки, а монтировать отснятый таким образом материал стало существенно легче.
В фильме Киану Ривз беседует с не нуждающимися в представлении режиссерами — среди них Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Джордж Лукас, Кристофер Нолан, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер, Денни Бойл — и не такими известными широкой публике операторами о том, как с приходом «цифры» изменился кинематограф. Участие Ривза — несомненная удача. И не потому, что журналисту было бы труднее договориться о встречах с кинодеятелями. Мне кажется, что на эту тему режиссеры и операторы согласились бы говорить с любым. Просто Ривз — тоже участник процесса, он снимался в фильмах, где использовали и цифровые, и аналоговые камеры. Он прочувствовал на себе все прелести и неудобства «цифры». Так, если на пленку можно снимать минут 10, а потом надо вставлять другую кассету, то цифровая камера позволяет не останавливать процесс минут 40. Как оказалось, такой долгий период актеров утомляет.
Операторы говорят, что «цифра», конечно, имеет свои плюсы, но с ней из кино ушла магия. Раньше только оператор знал, как правильно выстроить цвет, а результат можно было увидеть только после того, как пленка проявится. Сейчас же результат можно увидеть сразу, к тому же все больший оборот набирает профанация операторского искусства.
Ничего нового они, в принципе, не сказали. Подобную аргументацию немного раньше высказывали фотографы, когда мир заполонили цифровые фотоаппараты. Пленка при этом не умерла — у меня, например, достаточно знакомых, которые снимают в том числе и на пленку. Причем снимают не только современными аппаратами, но и старыми моделями Leica и «Зенит». О том, что не умрет и кинопленка, говорится в «Бок о бок»: некоторые режиссеры полностью перешли на «цифру», но есть много «традиционных» фильмов. В частности, прекрасный и оскароносный черно-белый «Артист».
К предпочтениям пленке добавляется еще один аргумент, о котором, признаюсь, не задумывался — хранение фильмов. Если пленка может лежать хоть сто лет, то диск с кино может через пару лет забарахлить. И этому аспекту в фильме уделяется немало времени. «Бок о бок» — фильм научно-популярный. Рассуждения режиссеров и операторов прерывают рассказы о принципах работы цифровой и аналоговой камер. Кроме того, нам дают возможность оказаться по ту сторону кинокамеры и взглянуть на то, как делаются фильмы после того, как все отснято. Ведь выбрать нужный дубль и вставить его в нужный согласно сценарию момент — это далеко не все.
Таким образом, фильм вскрывает проблему сосуществования «цифры» и пленки со всех сторон. И делает это доступно, так, что суть становится ясна и далеким от кинопроизводства людям. Осталось только выяснить, каким образом был снят сам «Бок о бок» — на «цифру» или на пленку.