Тема смертной казни интересовала меня ещё со школьных времён, кажется, с момента прочтения «Трёх мушкетёров». После всех книг, фильмов и даже снов на эту тему, я убеждена, что муки человека, вынужденного день за днём ждать своей смерти, — это самое страшное наказание. А вот об образе палача я задумалась гораздо позже: что должен чувствовать человек, лишающий жизни того, кто лично ему ничего не сделал? Конечно, были случаи, когда эту работу выполняли люди, склонные к насилию и жестокости. Но в истории остались имена палачей, бывших не только профессионалами своего дела, но и по-человечески относившихся к осуждённым: это и Анри Сансон, и Джованни Бугатти, и Альберт Пирпойнт. Об этом же рассказывается и в фильме «Палач».
Капитан императорской армии Мартин полюбил Анну, «неприкасаемую» дочь городского палача. После венчания, которое провёл монах-еритик, и смерти тестя, Мартину пришлось самому стать палачом, обойдя и в любви, и в «карьере» своего помощника Фабио. Месть не заставила себя долго ждать: по доносу на эшафот сначала попал тот самый монах-еритик, а затем и Анна. И Мартин, понимая, что друга не спасти, пообещал тому, что казнь пройдёт максимально быстро и безболезненно. И, как бы страшны не были эти слова, но что ещё мог сделать палач, сочувствуя своей жертве? Спасая Анну и сына, Мартин погиб, но воспоминания, промелькнувшие перед ним за миг до смерти, были светлыми счастливыми.
В фильме очень ярко показано двуличие того общества: на казнь все собирались как на праздник и устраивали овацию мастерству палача, а сразу же после с презрением отворачивались от него и на улице, и в трактире. И современное общество ничуть не лучше: даже те, кто ратует за смертную казнь, употребляет слово «палач» как ругательство.
Фильм «Палач» заставляет задуматься о том, что, даже занимаясь таким ремеслом во времена инквизиции, можно было оставаться хорошим человеком.