«Мужья и жёны» — остроумная и остросоциальная комедийная драма 1992-ого года гениального и выдающегося американского режиссера Вуди Аллена («Полночь в Париже», «Энни Холл»), снятая им, как обычно, по его же собственному сценарию.
Главные герои этой истории супруги Гейб и Джуди Рот, пригласив однажды в гости своих старинных друзей Салли и Джека, тоже семейную пару, узнают об их неожиданном решении после 20-и летней совместной жизни на время разойтись. Причем заявляют они об этом настолько спокойно, что для Гейба и Джуди это становится настоящим шоком, а позднее, продолжая всё больше и больше раздумывать над причинами, которые подтолкнули их друзей к этому поступку, они начинают и в своем собственном браке находить всяческие изъяны и испытывать кризис отношений. И вот уже герои этого странного квартета в одночасье пускаются во все тяжкие в поисках настоящей и позабытой страсти на стороне, Джек увлекается молоденькой и одержимой диетами тренершей по аэробике Сэм, Салли сходится с чересчур галантным редактором Майклом Гейтсем, с которым его свела Джуди, по иронии судьбы сама влюбленная в него, а Гейб, будучи писателем и преподавателем в колледже, флиртует вовсю со своей подающей надежды студенткой Рэйн.
Аллен всегда легко и с юмором, но приэтом многослойно умел рассуждать на самые серьёзные темы, вот и в этом своем 21-ом фильме он препарирует семейные отношения вроде бы неглубоко, но умело и со знанием дела (на тот момент Вуди как раз сам расстался после десятилетнего романа с Мией Фэрроу), не впадая в депрессивное состояние, а наоборот, рассказывая о таком неприятном событии, как развод, с высоко поднятой головой и подшучивая над собой же, пытаясь, похоже, сделать в этой работе для себя какие-то выводы из собственного же опыта. Причем, комедией в чистом виде я бы не смог назвать этот фильм, поскольку прямых и явных шуток здесь немного, но во многочисленных и потрясающих диалогах, на которых построена эта камерная лента, находятся всё же перлы навроде: «Они придавали очень большое значению одновременному оргазму, но на деле испытали его лишь однажды, подавая заявление на развод».
Актерский состав, как и всегда, у Аллена подобрался яркий и звездный, где он сам великолепно сыграл привычного для себя болтливого невротика Гейба, а его бывшая муза Миа Фэрроу блестяще выступила здесь в роли его пассивно-агрессивной супруги Джуди. Великий режиссер Сидни Поллак («Тутси», «Из Африки»), ушедший из жизни, увы, не так давно в 2008 году, ярко и с огоньком воплотил на экране забавного стареющего мачо Джека, а Джуди Дэвис («Против течения», «Полдень с Гауди»), сыгравшая его слегка высокомерную и эмоциональную жену Салли, была за свою роль номинирована на «Оскар», «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии в 93-ем году. Не менее прекрасные и запоминающиеся образы создали здесь и харизматичный Лайам Ниссон («Список Шиндлера», «Роб Рой») и начинавшая громко заявлять о себе в те годы Джульетт Льюис («Прирожденные убийцы», «Другая сестра»). Фильм в свое время был очень тепло встречен критиками, а сам Вуди Аллен был номинирован за сценарий к этому фильму на «Оскар» и получил приз Британской киноакадемии. «Мужья и жены» непременно понравится всем поклонникам мастера, людям, безуспешно ищущим в кино ответы на сложные вопросы и способным посмеяться над собой.