Как-то так получалось, что итальянец Микеланджело Антониони хоть и является классиком мирового кино, долгое время не входил в круг моих предпочтений. Это еще раз подтверждает истину о том, что «всему свое время». И вот решил посмотреть фильм «Ночь», который уже давно настойчиво рекомендовали многие мои знакомые. Есть среди них и те, кто называет фильм величайшим в истории кинематографа…
И странное дело — медитативно — медленный сюжет черно-белой картины, который особенно поначалу и не увлекал, привел в итоге к парадоксальному результату. Когда появились титры об окончании фильма, я вдруг четко осознал, что этот фильм… про меня! Да, именно так все и происходило в моей реальной жизни. Со всеми хитросплетениями, сомнениями, неожиданными ситуациями, психологизмом, подозрениями, симпатиями…
По сути, в фильме речь идет о Мужчине и Женщине. Антониони удалось показать и исследовать сокровенные моменты их взаимоотношений, отразить побудительные мотивы неожиданных поступков, характерные реакции на действия друг друга. При этом зрителю отдано право самим конкретизировать то, что режиссер только обозначил лишь намеком, тонким мазком кисти художника…
Думаю, развитие отношений дуэта мужчина-женщина в значительной степени зависит от того, есть ли у них дети или нет. В фильме Антониони (среди сценаристов присутствует культовый Т. Гуэрра) детей нет. И это такая часто встречающаяся ситуация сегодня, что делает сюжет удивительно актуальным, несмотря на то, что он появился в 1961 году, то есть пятьдесят лет назад!
Фильм, повторюсь, черно-белый. Действие начинается утром, плавно переходит в ночь, где происходят знаковые события, и завершается на рассвете. Удивительная работа режиссера со светом пронизывает «Ночь» от начала до конца. «Черное» и «белое» имеет массу оттенков, переливов. Наполнение кадров, подбор актеров, диалоги, — всё математически точно!
И на выходе мы получаем необыкновенно зыбкую атмосферу, которая чутко реагирует на сюжетные ходы авторов фильма. Чего только стоит одна, вовсе не случайная, сцена в стриптиз-баре…
Знаменитый Марчелло Мастрояни играет роль популярного писателя изумительно тонко, оправдывая мнение о себе, как о лучшем актере в истории итальянского кино.
Обычно в рецензиях на «Ночь» принято отмечать игру Музы Антониони — Монику Витти в роли дочери миллиардера, мимолетного увлечения главного героя. Но на меня гораздо большее впечатление произвела игра Жанны Моро в роли жены писателя. Удивительная внутренняя и внешняя красота, женственность... Актрисе удалось решить сложнейшую задачу — показать ранимую и подвижную психику Женщины, и одновременно наличие у нее твердости и вполне определенных жизненных принципов. В фильме Антониони именно Женщина несет на себе основной груз ответственности за семью. Она может или легко ее разрушить, или сохранить несмотря ни на что.
Потрясающей в этом отношении выглядит заключительная сцена, когда жена читает мужу-писателю проникновенное письмо, и тот не сразу узнает, что сам написал его ей когда-то… Круг замкнулся, взаимопонимание, которое, казалось, покинуло героев фильма, вновь восстановлено. Надолго ли? Наедине с этим вопросом и остаются зрители фильма после его просмотра.
А еще остается убеждение-подозрение, что без «Ночи», возможно, не было бы многих последующих шедевров мирового кинематографа, в том числе ряда фильмов Тарковского и Бергмана.
По крайней мере, влияние интеллектуального творчества Антониони на этих мастеров кино для меня очевидно.
Умели же…