«Сладкий и гадкий» — один из лучших и выдающихся, на мой вкус, фильмов гениального и живого классика Голливуда Вуди Аллена («Энни Холл», «Загадочное убийство в Манхэттене»), снятый им в 1999-ом году и по традиции по собственному же сценарию.
Это история, происходящая в Америке 30-ых годов, рассказывающая о вымышленном джазовом музыканте и гитаристе Эммете Рэе, виртуозе своего дела, который без всякой скромности и сам себя считает гением, но только после своего кумира — цыгана, игравшего концерты в Европе, великого Джанго Рейнхарда (реально существовавший музыкант) в уникальном стиле «джаз-мануш». Вне сцены Эммет не самый приятный человек, злоупотребляющий алкоголем, подворовывающий то там, то тут и даже промышляющий сутенерством. И не мотря на свою музыкальную популярность и приличные деньги, которые он зарабатывал концертами, Эммет всегда умудрялся быть на мели, транжиря всё заработанное на выпивку, модные костюмы и женщин. С последними причем отношения у него никогда не складывались хорошо из-за его самовлюбленности и эгоистичности, и как только разговор заходил о каких-то долгосрочных отношениях, его уже поблизости не было. Но однажды он познакомился с немой и бездомной девушкой по имени Хэтти, к которой Эммет проникся жалостью и приютил, а также позднее в его жизни появляется еще и Бланш, роскошная и ветреная красотка-писательница, обожающая успешных и богатых мужчин. Но главной любовью так или иначе для Эммета всегда останется музыка красивая, преданная и бесконечная.
Вуди Аллен, будучи страстным поклонником джаза и практикующим кларнетистом (сразу же вспоминается история, когда он не пришел однажды на церемонию «Оскар» за своей статуэткой, потому что у него в этот день был запланирован концерт в маленьком клубе, и он просто никак не мог подвести парней), всегда мечтал снять кино об этой музыке в атмосфере 20-30-ых годов, и «Сладкий и гадкий» получился у мастера очень личным фильмом и посему особенным. Конечно, в первую очередь заслуживает внимания блестяще и необыкновенно выстроенная атмосфера того времени, которую режиссер безумно любит и отлично чувствует, завораживающая старая музыка, оригинальное повествование в жанре псевдобиопика и, конечно же, ошеломительная игра одного из сильнейших актеров современности Шона Пенна («Таинственная река», «Харви Милк»), которому, как мне кажется, по плечу любые образы, и два «Оскара» в его кинокарьере это еще не предел, а за роль Эммета Рэя он был номинирован в 2000-ом году заслуженно на «Золотой глобус» и «Оскар», как впрочем и его партнерша потрясающая Саманта Мортон («Особое мнение», «В Америке»), в образе преображающейся из гадкого утенка в лебедя немой девушки Хэтти. Ослепительная Ума Турман («Ватель», «Убить Билла») прекрасно выступила, сыграв гламурную и взбалмошную Бланш, а также украсили этот фильм своим участием и Энтони ЛаПалья («Море Солтона»), Гретхен Мол («Подпольная империя»), комик Брэт Гэррет («Долго и счастливо») и сам Вуди Аллен. Если вы поклонник и ценитель интеллектуальной и виртуозной музыки, и в частности джаза, то пропускать и игнорировать этот удивительный фильм будет верхом невежества.