В «Последнем замке» Род Лури представляет не просто борьбу между добром и злом, он выстраивает картину болезненного соперничества за власть, которая включает в себя психологические стратегии и вооруженный конфликт, неспроста слоган фильма гласит: «Замок не может иметь двух королей».
Полковник с садистскими наклонностями, Винтер (Джеймс Гандольфини), начальник военной тюрьмы. В его тюремное королевство попадает Юджин Ирвин (Роберт Рэдфорд), герой войны, осуждённый военным трибуналом за неподчинение приказам. Сперва Винтер испытывает некое подобие почтения перед новым заключенным, однако отношение Юджина к его личностным качествам и насильственным методам работы стремительно делают мужчин непримиримыми врагами. Борьба за корону разыгрывается, как шахматная игра, где локальные выигранные битвы не приносят успеха в войне, и все попытки сломать Ирвина принесут ему уважение среди тюремных товарищей. Между тем, истинная природа Винтера полностью обнажается: он мерзавец, прикрывающийся служебными обязанностями ради удовлетворения амбиций, которого не в силах терпеть благородный Ирвин.
Это фильм о гордости, что нельзя отнять у человека. Ирвин возрождает её у заключенных, и снова делает их бойцами внутри тюремных стен, которые собираются низвергнуть презренного короля, тем самым, ввязавшись в смертоубийственное, но правое дело, они искупают свои прошлые грехи.
Только вполне вероятно, что истинный ключ к смыслу «Последнего замка» лежит в сцене посещения тюрьмы дочерью Ирвина (Робин Райт Пенн), которая говорит ему, что он великий человек, но она не хочет иметь ничего общего с ним. Что же должно крыться в этой нераскрытой создателями фильма сюжетной линии ? В чём же была цель этого визита? Подобная недосказанность никак не идёт на пользу персонажу, и важнейшая связь между экранным героем и зрителем нарушается.
Если сходу назвать две причины, по которым стоит посмотреть картину, то ответ будет: 1) Роберт Рэдфорд и 2) Джеймс Гандольфини. Харизма Рэдфорда крайне положительно сказалась на его персонаже нерушимого лидера, что касается Гандольфини, то он неоднократно показывал своё мастерство перевоплощения, одинаково хорошо играя и добродушных здоровяков, так и мерзостных подонков, что всегда оставляет самое благоприятное впечатление, как и в этом случае. «Последний замок» — яркий пример американского патриотического кино. В США настолько преуспели в плане воспитания патриотизма, что даже напряженная история о восстании заключенных в тюрьме против беззакония не оставляет равнодушными и тех, кто не имеет к этой стране ни малейшего отношения.