«Пожизненно» — обожаемая мною и одна из лучших тюремных комедий 90-ых от потрясающего, но так рано ушедшего из жизни в возрасте 38-и лет американского постановщика Теда Демме («Кокаин», «Красивые девушки») по сценарию не менее талантливых Роберта Рэмси («Невыносимая жестокость») и Мэттью Стоуна («Большие неприятности»).
Действие фильма происходит в 1932 году в самый разгар Великой депрессии и сухого закона в Америке. В одном из подпольных притонов судьба свела вместе мелкого афериста Рэя Гибсона и добропорядочного банковского служащего Клода Бэнкса, которые по случайному стечению обстоятельств и не без дурного влияния мошенника Рэя за бутлегерство и убийство, которого они не совершали, попадают в колонию строгого режима на пожизненный срок. 30-ые годы были страшными для чернокожего населения, а до эпохальной и знаковой речи Мартина Лютера Кинга еще очень далеко и шансов тогда выбраться из тюрьмы у парней не было никаких. Единственной надеждой остается лишь побег из тюрьмы, который осуществить тоже не так-то просто, но Рэй с Клодом, несмотря на злой рок судьбы, не теряют надежды и оптимизма, и на любой очередной провал своей операции отвечают новой и дерзкой попыткой.
Безумно грустно, что при своем большом для 90-ых бюджете в 80 миллионов этот фильм даже не окупился, собрав в прокате лишь 60, безумно грустно, поскольку аналогов ему нет, несмотря на то, что про жизнь в тюрьме было снято немало фильмов и влияние «Мотылька» Франклина Дж. Шаффнера и «Побега из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта чувствуется здесь остро. Теду Демме в этой своей пятой на тот момент полнометражной работе удалось самым удивительным образом сплести комедийное составляющее с драматичным, и при этом сделать это так, что иногда реально ты входишь в ступор, когда смеешься над тем, над чем стоило бы попереживать и наоборот. Демме блестяще манипулирует зрительскими эмоциями и, будучи былым парнем, сняв фильм об афроамериканцах, он с блеском вышел сухим из воды, сняв остренькое кино, не обидев при этом никого.
Уникален этот фильм и тем, что на экране пересеклись два популярнейших на тот момент комика Эдди Мерфи («Бумеранг», «Шоу начинается») и его кузен Мартин Лоуренс («Бриллиантовый полицейский»), сыгравшие великолепно двух друзей поневоле Рэя и Клода, проявившие свои таланты в этом фильме в разных амплуа, и, на мой вкус, у них получился один из редких, ярких, живых и незабываемых тандемов, что мне доводилось видеть в кино, но, к сожалению, у обоих актеров после этого фильма хитов в их фильмографиях впоследствии становилось все меньше и меньше. На вторых ролях прекрасно блеснули здесь, скончавшийся, увы, сравнительно недавно, комик Берни Мак («Угадай кто?»), Энтони Андерсон («Кенгуру Джекпот»), режиссер и актер Ник Кассаветис («Альфа Дог», «Дух мщения»), Нед Битти («Телесеть») и Ноа Эммерих («Супер 8»). «Пожизненно» в 2000-ом был номинирован на «Оскар» лишь за грим, хотя заслуживал определенно большего внимания, и если вы пропустили когда-то этот подзабытый шедевр, непременно наверстайте упущенное и получите незабываемое удовольствие.