Этот мрачноватый исторический детектив поставил в далеком 1986-ом году талантливый и оскароносный француз Жан-Жак Анно («Семь лет в Тибете», «Черные и белые в цвете») по одноименному роману знаменитого итальянского писателя, ученого и философа Умберто Эко.
Действие ленты разворачивается в 1327-ом году во времена жестокой инквизиции и охоты на ведьм. В одном бенедектинском монастыре на севере Италии происходит серия странных смертей монахов, которые расследовать берется бывший инквизитор и монах-францисканец Уильям Баскервильский, а помогает ему в этом молодой послушник и его ученик Адсон Мелкский. В процессе расследования одного убийства за другим Уильям раскрывает множество тайн и секретов, процветающего во времена нищеты, эпидемий чумы и смятения, монастыря, но главная его тайна кроется в тайном отделе его богатейшей библиотеки, где хранится строго охраняемый манускрипт, написанный, считавшимся в то время церковью вольнодумцем, великим Аристотелем.
Те, кто читал книгу, да и сам Умберто Эко ругают этот фильм, и как экранизацию жестко его критикуют, а те кто не читал, включая и меня, отзываются о нем с восторгом и любовью, особенно подкупает, что историки пишут о нем хорошо, говоря, что атмосфера той гнетущей и страшной эпохи показана вполне достоверно. Грязь, убогость и серость средневековья здесь воистину продемонстрирована колоритно, в чем заслуга, безусловно, замечательных декораторов и костюмеров, но и операторская работа великого Тонино Делли Колли («Однажды в Америке», «Жизнь прекрасна») играет здесь не последнюю роль.
Гениальный шотландец Шон Коннери («Человек, который хотел быть королем», «Найти Форрестера») на момент съемок был на спаде и не привлекал особо массового зрителя в кинозалы, что не помешало Жан-Жаку Анно отстоять его кандидатуру перед продюсерами, и Коннери его не подвел, сыграв своего пытливого и умного монаха-детектива Уильяма потрясающе, тонко и ярко, а молоденький Кристиан Слэйтер («Сломанная стрела», «Настоящая любовь») в роли его воспитанника составил мэтру достойную компанию. Также здесь засветились в небольших, но интересных и важных ролях брутальный Рон Перлман («Хеллбой: Герой из пекла»), оскароносный Ф. Мюррей Абрахам («Амадей»), сын нашей оперной гордости Фёдор Шаляпин младший и француз Микаэль Лонсдаль («Замороженный»). «Имя розы» — незабываемое и нестареющее с годами кино для всех, кто обожает разгадывать сложные загадки и многовековые тайны.