В юношестве для меня это был самый жуткий и будоражащий душу триллер, и пересмотрев его буквально недавно, спустя 21 год я констатирую, что своей дьявольской энергетики и мощного саспенса «Мыс страха» Мартина Скорсезе с годами не растерял. К 91-ом году Мартин Скорсезе отошел немного в сторону от прославивших его криминальных драм («Славные парни», «Злые улицы»), а создал он за эти годы, кстати, много замечательных фильмов в абсолютно разных жанрах, от исторического кино («Последнее искушение Христа»), до комедии («После работы»), и вот он решил снять наконец-то кино в жанре триллер, который в 90-ых как раз вновь был на подъеме.
Его римейк одноименного классического фильма 1962-ого года Джона Ли Томпсона по роману Джона МакДоналда «Палачи», где блистали тогда Грегори Пек и Роберт Митчем (которые снялись и у Скорсезе в эпизодах) с самого начала берет тебя на крючок, причем работает в этом направлении все, начиная от музыки (я до сих пор считаю партитуру композитора Бернарда Херрманна самой угнетающей и пугающей из всех киномелодий, что мне доводилось слышать) до медленной, обволакивающей и постепенно накаляющейся атмосферы происходящего, явно подчеркнутой Скорсезе у Хичкока.
Главным двигателем этой ленты безусловно является персонаж по имени Макс Кейди в исполнении гениального Роберта Де Ниро, у которого это была уже седьмая совместная работа со Скорсезе. Де Ниро играл отрицательных персонажей и в «Сердце ангела» Алана Паркера и в «Неприкасаемых» Брайана Де Пальма, но то были цветочки по сравнению с этим абсолютным подонком, уголовником и воплощением дьявола во плоти, и при этом он ведь никакой не оборотень, вампир или там демон, нет, это обычный человек. Причем ужас вселяют в этом фильме зачастую не его поступки, а какие-то вроде бы малозначительные, но мастерски разыгранные и поданные Де Ниро эмоции, вспомнить только сцену, где он смеётся в полный голос на весь кинозал, ведь никаких убийств и крови, но страшно до немоты. И я уверен Де Ниро взял бы «Оскара» с лёгкостью в 92-ом, если бы Энтони Хопкинс не сыграл не менее жуткого Ганнибала Лектора в «Молчании ягнят». Очень интересный и противоречивый персонаж получился и у замечательного Ника Нолти («Повелитель приливов», «Боец»), сыгравшего адвоката, который когда-то давно поступил по совести, но не по закону, а последствия этого коснулись всей его семьи. Джессика Лэнг («Тутси», «Фрэнсис») превосходна в роли его жены, красивой и правильной женщины, но уставшей, сломленной и одинокой внутри. И конечно приятно удивила Джульетт Льюис («От заката до рассвета», «Прирожденные убийцы»), для которой роль в этом фильме стала стартовой в её последующей успешной карьере, благодаря номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» в 92-ом.
«Мыс страха» — один из знаковых и первоклассных триллеров, до уровня которого мало кто пока еще добирался.