Знаменитый роман Шодерло де Лакло, считающийся одним из лучших произведений XVIII века, едко и остро высмеивающий образ жизни французской аристократии, экранизировали множество раз самые известнейшие постановщики, начиная от Роже Вадима, снявшего в 1959-ом одноименный фильм с Жанной Моро и Жераром Филипом, продолжая Милошом Форманом с его «Вальмоном» в 1988-ом, далее мини-сериалом от Жози Дайан с Катрин Денев и Рупертом Эвереттом, и заканчивая переложенными на современный лад «Жестокими играми» в 1999-ом году. И вроде как даже китайско-корейский фильм есть 2012-ого года с одноименным названием. Но мне, из всех мною просмотренных, в душу больше всего запала работа 1988-ого года от горячо мною любимого и одного из лучших английских режиссеров Стивена Фрирза («Королева», «Грязные прелести»), поставленная по пьесе Кристофера Хэмптона («Искупление», «Полное затмение»).
И это, пожалуй, вообще один из моих любимейших фильмов о французской знати 18 века и их нравах, циничных, утонченных, порой бездушных и жестоких. Все эти их тихие, но бурные страсти, тонкие манипуляции друг другом посредством разного рода интриг и распущенность, скрытая под маской благопристойности, всегда были увлекательны и интересны для зрительского внимания, а по закрученности сюжета «Опасные игры» ничем не уступят любому современному первоклассному детективу. В этом фильме идеально и детально сделано на экране всё, начиная от чарующей операторской работы Филиппа Русло («Интервью с вампиром», «Шерлок Холмс») до роскошных и ослепительных костюмов и декораций, а подчеркивает их еще и великолепная музыка Джорджа Фентона («День сурка»), и, конечно же, сногсшибательный актерский состав.
Великолепный Джон Малкович («Игра Рипли», «Воздушная тюрьма») свою роль коварного соблазнителя виконта Себастьяна де Вальмона сыграл здесь невероятно тонко, по-хорошему холодно и величественно, как впрочем и гениальная Гленн Клоуз в образе жестокой интриганки Маркизы де Мертей, за который она была номинирована на «Оскар» в 1989 году. Нежная, прекрасная и доверчивая Мадам де Турвель, изысканно и с чувством стиля сыгранная ослепительной Мишель Пфайффер («Один прекрасный день», «Белый олеандр»), будоражила всё моё мужское существо при просмотре, идеальная женщина, способная свести с ума и растопить любое, казалось бы, самое бесчувственное сердце. И за эту роль, кстати, Пфайффер получила приз Британской академии и номинацию на «Оскар». Отлично вписались и дополнили этот ансамбль Киану Ривз («Скорость», «Прогулка в облаках»), сыгравший наивного Шевалье Дансени, и очаровательная Ума Турман («Убить Билла», «Мой самый лучший любовник») в роли молодой и доверчивой игрушки манипуляторов Сесиль де Воланж.
В активе этого фильма 8 номинаций и два приза Британской киноакадемии, «Сезар» за лучший иностранный фильм, 4 номинации и три «Оскара», а также приз Жозефа Плато в Бельгии и «Бодиль» за лучшую неевропейскую картину в Дании. Если вы по-настоящему любите качественные и остросюжетные костюмные драмы и не видели этого фильма, непременно заполните пробел.