Этот фильм стал первым полнометражным проектом замечательного режиссера, а некогда клипмейкера Спайка Джонза, который прежде снимал в основном короткометражки (он их и по сей день не бросил), писал сценарии и продюсировал «Чудаков» на MTV, а также немного актерствовал («Игра», «Три короля»). Что еще примечательнее, «Быть Джоном Малковичем» стал первым полнометражным проектом и для удивительного сценариста Чарли Кауфмана, позднее проявившего себя как первоклассного мастера препарирования человеческого сознания и создателя самых необычных и порою буквально мозговыносящих сюжетов в кино, с которым Спайк Джонз снял еще в 2002 году фильм «Адаптация» с Николасом Кейджем и Мерил Стрип, и вот уже в 2013-ом планируется их очередной совместный проект.
«Быть Джоном Малковичем» кино необычное во всем, начиная от самой идеи фильма и заканчивая совершенно дикими и нетипичными для актеров, занятых в этом фильме, образами. Сказать что это кино не для всех, будет мало, неподготовленный зритель почувствует себя в бреду уже через полчаса после просмотра, и перекрестившись выключит этот фильм, а подготовленный будет отчаянно пытаться подстроиться под абсолютно фантастический, но при этом вполне земной мир, гениально созданный Кауфманом и Джонзом, и они, на мой взгляд, в этой работе придумали совершенно новый киноязык и киноповествование, когда зритель чувствует себя на грани безумия, но при этом чётко понимает посыл авторов. В целом эта история о людях, которым гораздо комфортнее быть кем-то другим, нежели собой, которым нравится носить маску, создавать себе какой-то образ и всячески прятать свою сущность.
Люди отчаянно пытаются стать кем-то другим, особенно остро это ощущается с появлением в нашей жизни интернета, где все давно уже прячутся за всевозможными никами, аватарами или на худой конец своими же отфотошопенными фотографиями, людям уже до смешного так некомфортно в своем теле, что все дошло до какого-то абсолютного и тотального сумасшествия, татуировки, пирсинг, увеличение груди и губ, пластиковые операции на всех частях тела, смена пола, да на какие только способы они сегодня не идут ради того, чтоб убежать от своего собственного я. И Кауфман с Джонзом едкой сатирой, блестящими диалогами и восхитительным чёрным юмором проходят в этом фильме по всему нашему обществу двойников и притворщиков. Потрясающие актерские работы Джона Кьюсака («Интуиция»), Кэтрин Киннер («Американское преступление»), Кэмерон Диаз («Отпуск по обмену»), и конечно же, гениального Джона Малковича («Опасные связи») вызывают абсолютный восторг, их персонажи настолько яркие, что про каждого можно было бы снять отдельный фильм.
3 номинации на «Оскар» в 2000-ом году, 4 на «Золотой глобус», приз Британской киноакадемии за сценарий, 2 премии Венецианского фестиваля, 2 премии «Сатурн» и номинация на «Сезар», этот фильм в свое время наделал много шуму и пробил Спайку Джонзу и Чарли Кауфману дорогу в большое кино, и если вы ищете в кино что-то действительно необычное, глубокое и новое, то знакомство с творчеством этих киноэкспериментаторов, не лишенных чувства юмора, будет для вас большим и приятным открытием.