Стремительный, головокружительный и по-настоящему увлекательный боевик снял в 1998-ом году гений и определенно лучший из лучших в жанре экшн английский режиссер Тони Скотт («Дни грома», «Шпионские игры»), который всегда на протяжении своей блестящей карьеры старался раздвинуть рамки зрелищного кино и делать свои фильмы не похожими друг на друга, но со своим фирменным почерком. На сей раз, он выдал крепкий и лихо закрученный политический триллер, где простому парню волею случая придется бороться и сопротивляться всей государственной системе со всеми её спецслужбами, суперсовременными технологиями и суперпрофессионалами.
Этот фильм задается очень многими важными для нас вопросами как: «Существуют ли с развитием новых технологий, используемых сегодня спецслужбами и не только повсеместно, еще такие понятия как конфиденциальность и частная жизнь?», «Можем ли мы быть уверены на 100%, что нас никто не контролирует?» и «Осталась ли у человека сегодня хоть какая-нибудь свобода, кроме свободы мысли?». Тони Скотт снял не просто крепкое и реактивное кино, но и в каком-то смысле пророческое и уж точно остросоциальное. Если в его фильме тоталитарный контроль над обществом ведется за счет использования средств дальней связи и цифровой системы видеонаблюдения, слежения через спутник, использования импульсных передатчиков и прослушивания телефонов, то сегодня помимо этого используются еще более тонкие методы манипуляции человеком, начиная с телевидения, и заканчивая социальными сетями, куда все сами сливают о себе всё, причем с огромным удовольствием.
Набирающий в то время обороты в своей кинокарьере после успешных «Людей в чёрном» Барри Зонненфельда и «Дня независимости» Роланда Эммериха бывший хип-хоп исполнитель, а ныне один из самых уважаемых и дорогостоящих актеров в Голливуде Уилл Смит прекрасно справился с ролью адвоката Роберта Клейтона Дина, на которого в один миг свалились чуть ли все беды разом, когда государство сделало его своим врагом. Великолепный Джин Хэкман («Быстрый и мертвый», «Коллективный иск»), который уже работал с Тони Скоттом в его «Багровом приливе», как и всегда харизматичен, колоритен и очень точен в своем образе бывшего аналитика спецслужб, хитрого и расчетливого лиса Эдварда Пайла по прозвищу «Брил». Отлично себя здесь показали и Джон Войт («Полуночный ковбой»), Барри Пеппер («Три могилы»), Джейсон Ли («Почти знаменит»), Габриел Бирн («Перекресток Миллера») и даже Джек Блэк («Школа рока»).
«Враг государства» — один из лучших и образцовых боевиков 90-ых от самого недооцененного американскими кинокритиками режиссера, которого мы недавно потеряли. Браво, Тони Скотт!