Как это бывает в кино? Он — Гарри, она — Салли. Похожие имена, родственные души, идеально подходящие друг другу. Как это бывает в жизни? Он — Гарри, она, допустим, Саманта. Дальше — всё, как и прежде. Мол, родственные души, близкие, понимающие, сильно любящие. Как это получилось в фильме? Он — Гарри, она — Салли. Он хмурый студент. У него есть подружка. Он встречает Салли, и она не привлекает его внимание!
Далее скачки по годам, где показан рост над собой, жизненный опыт, пробы отношений. Юность, молодость, зрелые годы. И везде эта самая Салли! Которая тоже растёт, меняется, но в личной жизни не везёт. Она замечает Гарри. Замечает, выделяет из толпы, отмечает, каким он стал.
И тут режиссёр, и продюсер фильма Роб Райнер, вместе со сценаристкой Норой Эфрон решают, как поступить. Развить ли их отношения до счастливого брака или же подчеркнуть, что люди даже в таких ситуациях не всегда сходятся? Дилемма. И то, и то им кажется приемлемым. И логичным. Как же быть? Тогда Роб решает собрать истории настоящих счастливых семейных пар, приглашает душевных актёров — людей старшего поколения, чтобы показать это на экране, и подчёркивает, что любовь жива!
Что, если бороться, то можно многого добиться в жизни! Что отношения — это сложная, психологическая работа над собой! И, наконец, если любишь, и любишь по-настоящему, то это тот дар, который воздаётся за труды бытия! Потрясающий фильм! Непростой. С интересными поворотами сюжета, красивыми и умными диалогами. Смотришь, умиляешься, улыбаешься и начинаешь верить, что такое может случиться в жизни. Особенно в жизни одиноких людей.
Знаете, мне не сразу понравился этот главный герой Гарри (Билли Кристал). Каким-то сложным, хмурым и совсем не романтичным он показался вначале. Но! Это потому, что нам хотели подчеркнуть, что человек ещё не готов. Должны были пройти годы, плюс накопление жизненного опыта, проб обманутой жизни, личностного роста. Должно было пройти время.
Что же касается Мэг Райан. То это был уже третий фильм для меня с её участием. Она красива, талантлива, интересна, изящна. Но самое главное — наивна, проста и душевна! Боже мой, как этого не хватает в некоторых молодых актрисах! Молодых? Молодых. А Мэг-то — не древняя. Да и конец 80-х был не так давно. Но как она себя преподносит. Это что-то. Недаром в комедии «Как отделаться от парня за 10 дней» было подмечено, мол, невозможно 2 часа смотреть на Мэг Райан и ничего к ней не испытывать. И я теперь с этим полностью согласен. Невозможно.
Кстати, раз уж я упомянул современную романтическую комедию, то не могу не добавить, что в «Когда Гарри встретил Салли» я увидел столько будущих повторов, что невольно создалось впечатление, что надо идти от обратного — от современного мира до начала кинематографа. Уж очень душевно всё это выглядит ранее (в более ранних лентах). И это неспроста. Неспроста.
В фильме нет глупых, туалетных шуток. Всё довольно правдоподобно и реалистично. Лирическая, романтическая, социально-бытовая история, с хорошими ссылками на классику кинематографа («Касабланка»), заслужившая номинацию на «Оскар» и «Золотой Глобус» за хороший продуманный сценарий, и стоящая на 6-ом месте в списке «Лучших романтических комедий» по версии Американского Института кино (есть за что).
Ну, а если выделять некоторые сцены, то их смело можно использовать в различных шоу, видео программах и так далее, так как это не просто умиляет, но и подчёркивает интересный подход, находку, удачную шутку и звёздный час. Поверьте, когда в душевной комедии мы смеёмся не над героями, а над ситуациями, в которые они попадают, мы, тем самым, начинаем уважать этих самых героев. Уважать, аплодировать, ну, и понемногу сопереживать. Ведь они такими наивными, да добрыми кажутся в тот момент. И это только улучшает картину.
Подобранные песни хорошо смотрелись. Что ещё. Ах, да. Тот факт, что фильм 1989-го года не мешает тому, чтобы его нормально оценивать сейчас — в XXI веке. Да ничего особенного там не происходило! Люди по-прежнему ездят на автомобилях из одного города в другой, учатся в университетах, заканчивают их, пытаются устроиться на хорошую работу, завести семью. Набираются опыта и верят, что где-то ждёт тот самый единственный человек, который разделит с ним жизнь, поддержит в делах, обнимет, улыбнётся и скажет, что будет рядом до конца дней.
За Мэг Райан, несколько забавных эпизодов, хорошие диалоги, борьбу за любовь, психологию отношений, насыщенный сценарий, за песни, а главное — за пищу для ума и вдохновение от киноленты день спустя — 10 из 10.