Я не большая поклонница этого фильма, и не назову его в десятке своих любимых — он не будоражил мою кровь каким-то особым драйвом, как «Бумер», не восхищал оригинальными драматическими поворотами, как «Прогулка», не подкупал человечностью, как «Вор». И все же, я должна признать, что этот фильм заслуженно стал культовым. В нем создана неподражаемая психоделическая атмосфера, погружающая зрителя в мрачный мир Питерской «бытовухи» и криминала. Рискну сказать, что это современный вариант Горьковского «На Дне».
Нервно-депрессивная музыка российских рок-групп, ставшая в этом фильме открытием. Грязные старинные улицы. Разбитые трамваи. Нищий немец в блистательном исполнении Юрия Кузнецова. Тусовочные хаты, куда запросто заходит Бутусов. Падшие женщины. И жалкая убогая квартирка, где одинокий волк Данила режет на куски гвозди, чтобы забить их в самопальный патрон и криминальной дорогой подняться со дна наверх. Собственно это и мешает мне рассыпаться в восторженных оценках картины. Любая идея, где путь к победе лежит через криминал, идет, на мой взгляд, от лукавого. Представим себе «Бумер» с финалом, в котором «братаны», постреляв милиционеров, уносятся с ветерком с полным багажником денег. Или «Бригаду», где Саша Белый становится законно избранным депутатом, а его «братва» занимает места в депутатском штабе. Какие чувства вызывали бы эти фильмы тогда?
И все же «Брат» — фильм культовый. Главную роль в нем сыграл Сергей Бодров, и этим все сказано. Уникальный актер-самородок, гипнотизирующий зрителя глубинным обаянием. Актер, в чьих устах банальность на грани пародии вроде «вся сила в правде» приобретает неожиданно вкус истины. Актер, которому сопереживаешь, в любых обстоятельствах. «Брат» — знаковый фильм в новом российском кино и останется таким надолго. Искать минусы в культовом фильме — занятие неблагодарное. Даже если они есть, то их приходится считать плюсами, потому что культовый фильм нужно воспринимать целиком со всеми недочетами и изъянами.