Эту британо-германо-американскую экранизацию одноименного знаменитого романа Виктора Гюго подарил миру в 1998-ом году известнейший и оскароносный датский постановщик Билле Аугуст («Пеле завоеватель», «Дом духов»), а сценарий к ней написал не менее талантливый Рафаэль Иглесиас («Смерть и девушка», «Из ада»).
Несчастный каторжник по имени Жан Вальжан после 19–и лет мучений на каменоломнях за кражу хлеба выходит наконец-то на свободу, но ужасно обозленный и недоверчивый к окружающему его миру. После безуспешных поисков работы он попадает на службу к католическому епископу Диньскому Мириэлю, который заставляет Вальжана в корне пересмотреть свою жизнь после того, когда однажды епископ не выдал властям бывшего каторжника, укравшего у него столовое серебро, а просто простил, сказав полиции, что подарил серебро ему. И после этого поступка Вальжан в корне решил измениться и под псевдонимом он позднее открывает фабрику по изготовлению мелких изделий из чёрного стекла, благодаря которой выросло благосостояние всего города, а позднее наш герой становится его мэром. Жизнь также сводит Вальжана с несчастной Фантиной, проституткой, уволенной с работы за то, что у неё есть внебрачная дочь, а позднее она умирает от чахотки, и для Вальжана забота о её дочери Козетте становится главным смыслом его жизни. Но суровый инспектор полиции Жавер видит в Вальжане лишь преступника, он не верит в исправление и перерождение человека и свое желание его непременно посадить в тюрьму он считает своим высшим долгом перед законом и обществом.
«Отверженные» Виктора Гюго — монументальный и внушительный по объему роман, который экранизировали во всем мире 12 раз (первая экранизация была немой и датируется аж 1913-ым годом), и на подходе в 2012-ом вот уже очередная версия от Тома Хупера в виде мюзикла с Энн Хэтэуэй, Хью Джекманом и Расселом Кроу в главных ролях. Сравнивать их между собой и тем более с книгой я не хочу и не буду, поскольку кино это кино, и каждый режиссер вкладывает в него свое понимание и видение прочитанного, и то, как это сделал Билле Аугуст мне лично по душе, его фильм меня по-настоящему тронул. Он получился воистину захватывающим, интригующим, трагичным и будоражащим душу, оторваться от экрана во время просмотра было просто невозможно, и я пережил вместе с главными героями за каких-то два часа кучу всевозможных эмоций и чувств. И во многом это благодаря конечно не только искусной режиссуре, но и исключительному актерскому составу в лице популярного сегодня ирландца Лиама Ниссона («Заложница», «Роб Рой»), который просто был создан, как мне кажется, для этой роли, и воплотил на экране образ страдальца и вечного скитальца Вальжана очень вдохновенно. Роскошная Ума Турман («Бешеный пес и Глори», «Красивые девушки») в очередной раз доказала, что в Голливуде она не только благодаря своей внешности, но и таланту, и её мученица Фантина здесь действительно незабываема. Очаровывает здесь и молоденькая красавица Клэр Дейнс («Ромео+Джульетта», «Я и Орсон Уэллс»), но самое мощное впечатление производит, конечно, игра гениального австралийца Джеффри Раша («Блеск», «Король говорит») в роли бескомпромиссного и хладнокровного законника Жавера, который не остановится ни перед чем.
Безусловно, если вы не знакомы с произведением Гюго я настоятельно рекомендую Вам книгу в первую очередь, а тем, кто её читал, думаю, будет приятно освежить в голове образы и атмосферу этой величайшей и драматичной книжной истории.