Укрытие

Укрытие (2011)

Take Shelter

Рецензии
2
6.6212 оценок
IMDb7.3

Сюжет фильма «Укрытие»

:

Простого работягу Кертиса мучают страшные видения о грядущем апокалипсисе. Поверив своим снам, герой решает выстроить убежище, в котором в «час икс» он спрячется вместе с семьей — женой и дочерью. Однако такая работа требует времени, сил, и, главное, денег, и вот уже укрытие становится черной дырой, в которой с концами пропадает семейный бюджет. Отношения с супругой рушатся, появляются сомнения в собственной вменяемости, и скоро Кертис становится перед сложным вопросом: что опаснее для его близких — неотвратимая катастрофа или он сам?

Режиссер

Страна

Возрастные ограничения
16 +
Подробнее
Кадр из Укрытие
Кадр из Укрытие
Кадр из Укрытие
Кадр из Укрытие
Кадр из Укрытие
11
фотографий
Читайте также

Рецензии и отзывы к фильму

2
Рецензия редакции
Александра Махина
24 апреля 2012
Спасайся, кто может

Малобюджетная апокалиптическая драма с минимумом спецэффектов, после просмотра которой гроза в начале мая может вызвать неясное желание запереться в квартире и никуда не выходить.

Не то чтобы Кертиса (Шеннон) можно было назвать баловнем судьбы, но до определенного момента он вполне мог бы сказать, что все идет правильно. Размеренная жизнь в американской глубинке, стабильная работа, любящая жена (Честейн), маленькая дочка, чьи проблемы со слухом вскоре должна разрешить операция по страховке. Всю эту идиллию рушит кошмарный сон, будто домашний пес, обезумев от бури, вцепляется ему в руку. С этого момента жуткие образы надвигающейся грозы начинают преследовать Кертиса днем и ночью, и, сделав вывод, что все это – явно не к добру, герой берется за строительство убежища для своей семьи, попутно разрушая брак и карьеру.

«Укрытие», получившее на прошлогоднем Каннском кинофестивале две не главные, но тоже весьма приятные награды от прессы и Общества драматических авторов и композиторов, обладает одной довольно редкой для современной кинопродукции чертой — оно раздражает. Причем эту особенность спокойно можно записать как в «плюс», так и в «минус» — зависит исключительно от ожиданий смотрящего. С первых же минут и до непосредственно финала молодой режиссер Джефф Николс с виртуозностью садиста играет на зрительских нервах, не давая сформировать четкого мнения по поводу того, с чем мы все-таки имеем дело — неприглядным процессом погружения в безумие или гласом вопиющего в пустыне. Вот герой навещает в клинике мать-шизофреничку — это как бы намек. А вот на небе собираются вполне неиллюзорные тучи — это тоже неспроста. И даже точка, неожиданно поставленная в финале (в какой-то момент на этот благородный жест уже перестаешь рассчитывать), отчего-то больше смахивает на многоточие.

Надо отметить, что в условиях ограниченного бюджета — 5 миллионов долларов по нынешним меркам — смешные деньги не только для фильма про грядущий апокалипсис, но и вообще для любого фильма, снятого на территории США, — Николс мастерски извлекает драматургический накал из одних только раскатов грома и шороха листвы, фактически не прибегая к спецэффектам. Скажем больше: в определенный момент эта малобюджетность и вовсе перестает ощущаться. Масла в огонь подливает фантастическая игра Майкла Шеннона, собаку съевшего на персонажах, с которыми явно не все в порядке — в роли мужчины на грани нервного срыва актер смотрится более чем убедительно.

И тем не менее «Укрытие» — из тех фильмов, которые так же легко полюбить, как и возненавидеть. Например, лента вполне способна осчастливить любителей глубинных смыслов и множественных подтекстов: при желании здесь можно углядеть и мотив одиночества в толпе, и западные фобии в отношении некоей неясной, но неотвратимой внешней угрозы, нависшей над размеренным бытом, и чисто мужской страх перед ответственностью за семью. А можно ничего этого не углядывать и в финале остаться с пустотой и вопросом «что это было?». Выбор, конечно, за вами.

Рецензии пользователей
Татьяна Уколова
7 декабря 2012
6
Татьяна Уколова поставила оценку 6 и написала отзыв к фильму «Укрытие»

Как ни крути, а самые яркие фильмы богатого на кинособытия 2011 года повествуют о неизбежном приближении апокалипсиса. В триеровской «Меланхолии» встреча Земли с прекрасной планетой заканчивается настоящим светопреставлением, в «Туринской лошади» Беллы Тарра конец света предстает как абсолютное небытие, где унимается даже стихия. В еще одной нашумевшей ленте об апокалипсисе — «Укрытие» надвигающийся конец света проникает в святая святых — одноэтажную провинциальную Америку, в обыденную жизнь простой американской семьи из рабочего класса. «Укрытие» — участник прошлогодних Канн и «Санденса» — вторая режиссерская работа в короткой фильмографии 33-летнего американского режиссера Джеффа Николса.

Размеренную, хоть и не без горестей, жизнь добросовестного оператора буровой установки и добропорядочного семьянина Кёртиса начинают омрачать странные сны и видения, каждое из которых предвещает угрозу жизни ему и его близким. Некоторые из них и вправду происходят наяву: то с неба падают желтые капли маслянистой жидкости неизвестного происхождения, то птицы, словно обезумев, превращаются в хищную, почти хичкоковскую стаю, то ясное голубое небо вдруг заволакивают зловещие грозовые тучи.

Весь фильм выстроен согласно дихотомии «сумасшествие — пророчество», раздирающей героя Майкла Шеннона. Сказать однозначно, сходит ли Кёртис с ума, унаследовав шизофрению от больной матери или же станет новым, чуть ли не библейским пророком, которому первому открывается знание о грядущей катастрофе, невозможно.

Угроза надвигающейся стихии приводит героя к мысли построить убежище, а точнее, перестроить на случай конца света уже имеющийся погреб. Так на взятый в банке кредит скромный подземный вагончик превращается в два вагона со встроенной вентиляцией, санузлом и запасом продовольствия. Не скупится герой и на дорогостоящие противогазы последней модели.
Конфликт, раздирающий героя, сугубо внутренний, лишенный социальной подоплеки. Так, в банке заботливый клерк отговаривает его брать очередной кредит, не разделяющий тревог Кёртиса брат все равно предлагает ему свою помощь, друг и сослуживец без особых колебаний отгоняет казенный экскаватор, чтобы вырыть котлован для расширения площади укрытия.

Мало-помалу фобии окончательно одолевают Кёртиса, а страх за жизнь близких и свою собственную, вселившийся в него, пересиливает и страх потерять работу, и страх повесить на шею еще один кредит, поставив под угрозу бесплатную операцию для глухой дочери. Единственный инстинкт, не подвластный страху — родительский. В своих галлюцинациях и снах Кёртис видит также маленькую дочку, которой, как и ему, грозит опасность, тогда как жена (Джессика Честейн) в одном из видений таит угрозу.

В итоге, после недолгих ссор то ли мнимой, то ли неотвратимой стихии противостоит крепкий семейный союз, любовь и взаимопонимание супругов. Своеобразной апокалипсической идиллией даже становится сцена, когда семейство, прижавшись друг к другу, мирно засыпает в построенном убежище: муж и жена — в противогазах, дочка — в маске, присоединенной к баллону с кислородом.

Финал картины предлагает повод для трактовок. Собирающийся над океаном смерч, заставший героев на отдыхе, как будто подтверждает пророческие видения героя. Если только мрачные воронки над водой — не коллективное видение семейства, пораженного страхом, который, словно заразная болезнь, распространяется на тех, кто рядом. В пользу последней версии говорит и тот факт, что изрядно потратившийся на постройку убежища, уволенный с работы Кёртис лишается и страховки на лечение дочери. Не значит ли это, что об отдыхе в коттедже на берегу океана остается только мечтать… А почти символический вход в укрытие спасающегося от мнимой/реальной стихии семейства — принятие коллективного безумия, что по-своему и есть локальный апокалипсис.

Понравилась рецензия?   0+
Новые трейлеры