Режиссера из Англии Кристофера Нолана современному зрителю, хотя бы немного интересующемуся кино, представлять особо не нужно, его реинкарнация Бэтмэна и ультрамодное «Начало» с Леонардо Ди Каприо наделали много шума, собрали миллионы по всему миру и обосновались в верхушках всех рейтингов лучших фильмов. А вот в 2002-ом он был совсем никому не известен, у него был, правда, к тому времени уже один абсолютный шедевр «Помни» с Гаем Пирсом, но его тогда раскусили и распробовали немногие, да и то со временем, а на «Бессонницу» все шли из-за Аль Пачино конечно же.
Ставить этот одноименный ремейк норвежского триллера Эрика Шёльдбьерга 1997 года со Стелланом Скарсгаардом по сценарию известного в Норвегии писателя Николая Фробениуса («Каталог Латура, или Лакей маркиза де Сада») доверили Нолану не сразу, поначалу в постановщиках числился Джонатан Демме («Молчание ягнят»), большой мастер в жанре триллер, но в итоге каким-то чудом этот проект оказался в руках новичка и всё к счастью, как говорится, сложилось наилучшим образом.
«Бессонница» вышел крепким и тонко закрученным детективным триллером с очень глубокими, интересными и неоднозначными персонажами, в каждом из которых присутствует и добро и зло, каждый из которых несет в себе тяжелейший груз прошлого и свою жизненную драму. Сегодня Кристофера Нолана особенно хвалят за его нестандартный и оригинальный подход к своей работе, и первое что сразу вспоминается в связи с этим касательно «Бессонницы», это выбор на роль маньяка замечательного комика Робина Уильямса («Куда приводят мечты», «Доброе утро, Вьетнам!»), в фильмографии которого конечно на тот момент уже присутствовали не только комедийные работы, но настолько резко отрицательные герои ему, как казалось многим, были просто не к лицу, но и Уильямс не просто так ведь оскаровский лауреат и доказал здесь, что способен сыграть всё. Его герой психопат Уолтер Финч, действительно получился жутко пугающим, при том что у Робина Уильямса одно из самых добрейших лиц на свете.
Любимец всех и вся и один из лучших актеров на Земле гениальный Аль Пачино («Крестный отец», «Лицо со шрамом») как и всегда впился в шкуру своего героя детектива Уилла Дормера цепко, показав со своим непревзойденным мастерством, местами даже просто глазами всю его внутреннюю борьбу с собой, его гнетущую усталость, адское напряжение и расползающееся в разные стороны от бессонницы сознание. А в дуэте Уильямс и Пачино — это неудержимая сила, способная хоть ракету в космос запустить. И конечно же нельзя забывать, что на подмоге у них также и дважды оскаровская лауреатка Хилари Суонк («Парни не плачут», «Малышка на миллион»).
«Бессонница» — это отличный и атмосферный детективно-психологический триллер с нордическим холодком и медлительностью для всех кто любит пощекотать себе нервы в компании с шикарными актерами и талантливейшим режиссером наших дней.