Перечитал свой предыдущий вариант рецензии на заключительный фильм франшизы «Крепкий орешек», да упокоит кладбище убогих сценариев его душу. Он оказался таким же плохим как и сам фильм. Поначалу хотел оставить его, но подумал что меня могут неправильно понять и отправят копать рудники с серебром, вместо того чтобы упиваться золотом (пусть и не самой высокой пробы). К пересмотру фильма практически не готовил, поскольку знал что меня ждёт. Последний гвоздь в крышку гроба франшизы забит этим фильмом и дабы помянуть почившую пять лет назад франшизу поделимся впечатлениями от фильма и мыслями по этому поводу.
Смотря фильм, чувствовал себя патологоанатомом, который оставил в морге труп, он у него там полностью разложился, но он достал его из холодильника, положил на стол и предался воспоминаниям о том, как он его вскрывал в первый раз. Но довольно посторонних метафор. Понятно, что уже с чётвёртого фильма серию стало клонить куда-то в никуда. И если четвёртый фильм был неплохим боевиком про хакерские атаки на Белый Дом, в основе которого лежал старый, как сама франшиза, приём с высококлассным грабежом. И последняя на тот момент не использованная сюжетная схема с дочкой в беде, в которой просыпаются дремавшие до той поры отцовские гены, все женщины в его семействе отрицали его авторитет, но, в конце концов, признавали что он всё ещё силён, и первые четыре фильма драматический накал взаимоотношений МакКлейна и его женщин (жена и дочь) усиливался. Здесь же вспомнили о существовании сына и закрутили такой винегрет, который без пресловутых ста грамм не разберёшь. Первое, что хотелось бы сказать о сюжете, так это то, что он как бы есть, но он на сто один процент состоит из развесистой клюквы и за ним наблюдать также интересно, как за покойником, пытающимся выбраться из им же натянутой верёвки. Если абстрагироваться от всего, то получается средней руки повествование, в котором грошовая драматургия и желания пересматривать фильм потом не возникает, прости МакТирнан, мы всё профукали. В очередной раз Чернобыль, в очередной раз один бизнесмен хочет убрать другого из-за денег и отец помирился с сыном. Стоит признать, что драматургия дочери и отца при прочих равных в четвёртом фильме срабатывала лучше. По дисциплине «сюжет/сценарий» фильм получает твёрдую двойку с половиной из пяти.
Следующий критерий отчётности — зрелищность. Стоит сказать, что четыре предыдущих фильма в этом плане всегда были на высоком уровне и держали планку, заданную первым фильмом, на высоком уровне. Фильм смотрится динамично, перестрелки поставлено неплохо, экшн начинается с пятнадцатой минуты фильма и не останавливается. Оператор старается успеть за действием. Но при этом ты не можешь уловить в кадре сколь либо значимых для восприятия деталей помимо дырок в плохих гусских и детализации огня в эпизодах с взрывами. Хореография боя на крепком среднем уровне, поскольку ничего запредельного вы тут не увидите, то и ожидать подобного не стоит, хорошо разбавляют общий тон повествования эти попытки пошутить, в стиле раннего Джона МакКлейна, который любил в сатирическом ключе смеяться над окружением и той ситуацией, в которой он оказался. Здесь вы подобного и в помине не найдёте, только словесные перебранки между отцом и сыном, которые совершенно не способны тронуть, хорошо хоть матом не ругаются. В плане зрелищном фильм выступил получше чем в плане повествовательном, но не намного. Оценим в три звезды из пяти.
Актёрская игра. Местами эти ребята работают неплохо, но попадаются моменты с проседанием. Брюс Уиллис хорош, хоть и староват и всё труднее лихачить, как в былые времена. Но он всё ещё это может. В фильме чувствуется что он подустал от своего образа, усталость стала заявлять о себе ещё в прошлом фильме, но здесь как-то всё совсем мрачно. Мне в целом зашло как он показал Джона МакКлейна, собственно, на нём весь фильм и держится. Потому что насколько хорош Брюс Уиллис, настолько же плох в роли сына Джека Джай Кортни, претензии даже не столько к актёру, сколько к сценаристам, которые прописали этого героя поверхностно, не дав ему в должной мере раскрыться. Сергей Колесников стал сюрпризом в этом касте, поскольку никогда не представлял главного фазендоведа в том образе, в каком он выступил. Стоит отдать должное — сыграл неплохо, не так раздражающе, как та же Юлия Снигирь, не показавшая более никаких своих достоинств кроме красоты и умения стрелять. Если оценивать игру актёров в общем, не пускаясь в частности, то тройка из пяти вполне вменяемая оценка их работе. Наши актёры как могли пытались выправить ситуацию, отмечу Концевича в устах Брюса Уиллиса и за Колесникова звучит Владимир Маслаков, оба отличные питерские актёры дубляжа и каждая их работа в удовольствие.
Саундтрек в фильме неплохой, правда действительно цепляющих тем немного, но вступительные и финальные титры звучат достаточно бодро, плюс хочу отметить работу звукорежиссёров и звукооператоров по распределению звука на таймлайне фильма, хорошо сведена стрельба, взрывы звучат громко, но порой при этом перекрывают речь актёров, что моментами немного мешает. По этому критерию фильм получает четвёрку из пяти.
Вердиктируя. Худший фильм в истории франшизы оказался для неё заключительным, но все долгожители смогли уйти с огоньком, показать, что порох в пороховницах ещё есть, просто пора менять сорт пороха. Из достоинств только саундтрек и зрелищность, советую ознакомиться один раз для галочки и забыть о нём, ибо все эти актёры проявляли себя в фильмах и получше. Оцениваю фильм на твёрдую семёрку. Хотелось бы и лучше, но имеем то, что имеем. Всем добра и приятного просмотра!