Опера стоит особняком в творчестве Пуччини и, с одной стороны, относит к событиям автобиографического романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», с другой, – к жизни самого композитора, который в пору своей молодости снимал на двоих с будущим автором «Сельской чести» Масканьи комнату в Милане и закладывал вещи в Париже, чтобы купить нужные партитуры. Богемная жизнь прекрасна и иллюзорна, художник должен пройти через нее, но опасно в ней задержаться – в этом заключается смысл произведения.
Постановка Джона Копли, являющаяся классикой Ковент-Гардена и, безусловно, ставшая популярной среди слушателей, представляет Париж 1830-х годов – в исторически достоверных декорациях и костюмах, перенося зрителей из обнищалой мансарды сначала в кафе, затем – на заснеженную улицу. Для возобновления постановки 2009 года подобрали прекрасный состав исполнителей во главе с Хиблой Герзмавой и Теодором Илинчаем. Мими в исполнении певицы получила высокую оценку британских критиков, отмечавших «теплоту и красоту тона русского сопрано» (Telegraph). Спектакль в Ковент-Гарден стал дебютом одного из самых интересных дирижеров молодого поколения – Андриса Нельсонса.
Четыре друга – Рудольф (поэт), Марсель (живописец), Коллен (философ) и Шонар (музыкант) – снимают вместе мансарду в Париже, испытывая нужду, но не прекращая наслаждаться свободной жизнью. Между Мими, живущей этажом выше, и Рудольфом возникает нежное чувство. Однако Мими тяжело больна, и вскоре они расстаются, чтобы встретиться вновь лишь накануне смерти бедной девушки.