Великий Немой тряхнул стариной. Главная и совершенно неожиданная киносенсация 2011-2012 годов, лучшая романтическая трагикомедия за последние пять лет. Необычайно увлекательный фильм, заставляющий задуматься о необходимости звука в современном кино.
Кинозвезда Голливуда 20-х годов Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) купается в восторгах публики, фильмы с его участием имеют бешеный успех. Однажды он сталкивается с юной хористкой Пеппи Миллер (Беренис Бежо), которой почти случайно помогает получить первую эпизодическую роль. Но времена немого кино подходят к концу, и глава студии (Джон Гудман) сообщает Валентайну, что будущее есть лишь у тех, кто владеет голосом. И вообще — «публика требует новых лиц». Джордж высмеивает продюсера и начинает на собственные средства снимать «великий немой фильм». Тем временем карьера почти позабытой им старлетки Пеппи стремительно набирает обороты, а на Америку надвигается финансовый кризис и Великая депрессия.
Черно-белые фильмы и в наше время снимаются сравнительно часто — как правило, для эстетов-киноманов. А вот немых фильмов даже для них почти не делают — «Артист» стал чуть ли не третьей полнометражный немой картиной, снятой в эпоху звукового кино — после «Воспитании крошки», где был партнером Кэри Гранта. Одной из загадок «Артиста» является судьба героя Угги — может показаться, что, совершив свой подвиг, он трагически погибает от случайного выстрела, но так ли это — судить зрителям...
«Бедствием немого кино были ненужные надписи, бедствием нынешнего — ненужные диалоги» — заметил как-то великий французский режиссер Рене Клер. Немой фильм «Артист» производит на фоне киноиндустрии XXI века настолько яркое впечатление, что с ужасом думаешь — а что если Чарли Чаплин не ошибался, предрекая искусству кино гибель с внедрением звука?