«Гленгарри Глен Росс» (в советском прокате этот фильм выходил под названием «Американцы») — остроумное, тонкое и разговорное кино, поставленное в 1992-ом году талантливым американцем Джеймсом Фоули («Афера», «Коррупционер») по известной пьесе замечательного сценариста и режиссера Дэвида Мэмета («Ганнибал», «Вердикт»), который за неё получил Пулитцеровскую премию, а в театральной постановке которой в свое время на сцене блистал сам Дастин Хоффман («Выпускник»).
В одной серенькой и небольшой конторе по продаже земельных участков в один момент все переворачивается с ног на голову, когда начальство из главного офиса присылает неожиданно к ним с целью повышения продаж и эффективности работы торговых агентов своего лучшего продавца Блейка. Он сразу повышает градус напряжения, когда объявляет о том, что лучший сотрудник этого месяца получит новенький кадиллак и список пятиста самых ценных и потенциальных клиентов, а худшие просто будут уволены. С этого момента в этой спокойной и сонной некогда конторе начинает кипеть бурная жизнь, а так как люди работают в ней уже немолодые и потеря работы скажется на них катастрофично, вся эта гонка за лидерство превращается в лютую борьбу за выживание любыми средствами.
Эта лента вряд ли подойдет людям, которые ищут в кино зрелищности и действия, вряд ли порадует тех, кто планирует посмеяться от души и я не сомневаюсь, что даже при своем богатом на звезд первой величины актерском составе оно не оправдает надежд многих и покажется даже скучным. Но если вы обожаете камерные и почти театральные кинодрамы с минимумом декораций и максимумом смысла, заложенного в роскошно прописанных диалогах главных героев, и умеете по достоинству оценить по-настоящему тонкую и филигранную актерскую игру, то вам определенно в эту дверь. Это кино эффектно препарирует всю человеческую сущность, как никакое другое, вытаскивая наружу из простых и пытающихся лишь выкрутиться людей всё, что только возможно, зависть, страх, подлость, оптимизм, уныние, корысть, злобу. Этот фильм о том, как легко человек отказывается от своих моральных ценностей и убеждений, когда его прижмут к стенке и о тех, кто добивается всего, манипулируя чужими судьбами, и сталкивая друг с другом отчаявшихся и уязвимых.
А еще этот фильм можно назвать наглядным пособием по тому, что следовало бы называть настоящей и воистину мастерской актерской игрой, где такие выдающиеся исполнители как Аль Пачино («Путь Карлито»), номинированный в 93-ем на «Оскар» и «Золотой глобус» за роль Рикки Рома, Джек Леммон («В джазе только девушки»), получивший приз на Венецианском кино фестивале за своего персонажа Шелли Левина, Алек Болдуин («На грани»), Эд Харрис («Радио»), Кевин Спейси («Жизнь Дэвида Гейла»), Алан Аркин («Маленькая мисс счастье») и Джонатан Прайс («Бразилия») выдают на экране такие проникновенные тирады, что мурашки по коже бегают еще долго после просмотра. «Гленгарри Глен Росс» — кино для настоящих ценителей большого актерского таланта и для всех, кто способен через глаза заглянуть глубоко в человеческую душу.