Эту по-киношному преувеличенную и во многом вымышленную историческую драму о реально существовавшем и скандальном маркизе де Саде (1740-1814), прославившемся своими провокационными и сексуальными произведениями, вызывавшими возмущение церкви и общественности, а также любовь, интерес и, конечно же, тщательно скрываемую популярность у аристократии, снял в 2000-ом году замечательный американский сценарист, актер и режиссер Филип Кауфман («Невыносимая лёгкость бытия», «Восходящее солнце»), придумавший, кстати, когда-то такого легендарного персонажа, как Индиана Джонс. В основу этого фильма легла одноименная пьеса Дага Райта («Мемуары гейши») о последних годах жизни де Сада, когда он был заключен в психиатрическую лечебницу Шаратон, и здесь в частности рассказывается о том, как маркиз вовлекает в свой провокационный и развратный мир аскетичного молодого священника Аббата дю Колмьера, который в свою очередь тайно влюблен в миловидную прачку Мадлен Лектер, также подверженную влиянию де Сада. В то же время в Шаратонскую больницу приезжает с виду благочестивый, а на деле мерзкий и двуличный доктор Ройер-Коллард, который всеми силами хочет заставить маркиза прекратить писать, используя самые жестокие методы по отношению к нему. Но де Сад в свою очередь, будучи бунтарем и блестящим манипулятором, продолжает будоражить общество и обвинять его в лицемерности, которое в свою очередь обвиняет его в пошлости, а вечерами тайком зачитывается его пьесами, и маркиз использует все возможные средства чтобы продолжать творить, вплоть до того что пишет свои произведения кровью на стенах вопреки всем. И в этом противоборстве морали и чувств маркиз де Сад безусловно одержал победу, хоть и довольно трагичной ценой для себя.
Если вы хотите действительно узнать какие-то исторические факты о жизни де Сада, то этот фильм вам вряд ли подойдет, поскольку здесь он лишь персонаж общей и изящно выдуманной истории, основанной, конечно же, хоть и частично на фактах, в реальности маркиз в последние годы жизни был очень мрачным и нелюдимым, да и жизнь самоубийством он не заканчивал, как в фильме, а умер в нищете от астмы. Этот фильм вызывает самые противоречивые чувства, но ни в коем случае не оставляет равнодушным, благодаря действительно увлекательной и драматичной истории, детально воссозданной атмосферы начала XIX века, прекрасным костюмам, и шикарнейшему актерскому составу, где, конечно же, особняком стоит гениальный австралиец Джеффри Раш («Блеск», «Король говорит»), незабываемо и колоритно сыгравший то ли безумца, то ли пророка де Сада, за что и был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии в 2001-ом году. Потрясающая англичанка Кейт Уинслет («Дорога перемен», «Чтец») блестяще сыграла, соблазняемую де Садом очаровательную Мадлен, а невероятно талантливый Хоакин Феникс («Запретная дорога», «Любовники»), также блестяще выступил в роли разрывающегося между своим призванием и чувствами Аббата дю Колмьера, ну, и, конечно же, многоликий и универсальный Майкл Кейн («Отпетые мошенники», «Мона Лиза»), украшающий собой любой фильм, и превосходно сыгравший здесь мерзавца Ройера-Колларда. Настоятельно не рекомендую пропускать этот фильм мимо своего внимания, и по возможности под каким-нибудь предлогом подкиньте его своим знакомым с ханжескими наклонностями, от души посмеетесь потом над их реакцией, вспоминая то, о чем рассказывал де Сад.