В киноповести отражены события, касающиеся депортационной мобилизации «фашистских» студентов на гулаговские полигоны под командование блатных авторитетов и «фронтовых» будней карательных бригад, терроризирующих жителей оккупированной зоны поборами, нормами и вымогательствами за освобождение из «плена» сыновей, отцов и мужей. Показаны занятия курсантов военно-диверсионных школ-училищ, обучающихся парадному маршу, уголовной риторике о боевых подвигах, соблазнению девиц и вербовке школьников, захвату мирных объектов и посещению домов и семей под видом ухажеров и «сослуживцев» убитых или арестованных людей. В мелькающих кадрах из «солдатского» эшелона видны толпы германских беженцев, которых ведут под конвоем через пограничные заставы на фоне полуразрушенных зданий, разоренных мест и выженных полей, ставших с годами лесами и «древними» монастырскими промышленно-колхозными городами и хуторами. Показана система обучения чекистскими воспитателями молодёжи, которым внушаются идеи о превосходстве и могуществе силы и техники над индивидуальностью и человечностью. Отправленные на закрытые корпорационные производства гражданские иностранные «милитаристские» специалисты работали в тюремно-милицейском режиме, обязаные хранить тайну о секретных разработках, в которых они участвовали. Высмеивается «доблестная народная» крепостная армия с таежными инструментами, состоящая из бедных и малограмотных парней, готовых шабашничать за еду и кров. А также демонстрируется полная власть оружейно-казарменных монополистов, сосредоточивших под ведомствннным контролем все местные инженерно-технические знания, имеющие практическое, а не пропагандистское значение.