Нестареющая классика жанра и образец идеального боевика, который все также бодро, весело и захватывающе смотрится сегодня, как и 25 лет назад. Ветеран кинематографа замечательный режиссер Ричард Доннер (в кино аж с 61-ого года) за свою многолетнюю карьеру преуспел в самых различных жанрах, оставив и в фантастике («Супермен»), и в ужасах («Омен»), в детском кино («Балбесы»), и в боевиках («Наемные убийцы») свой фирменный и значимый след, и повлиявший на развитие мирового развлекательного кино неоценимо, за что и был, кстати, удостоен Звезды на Голливудской Аллее Славы.
Его «Смертельное оружие» лично я пересматриваю ежегодно (точно так же как и некоторые «Иронию судьбы» Эльдара Рязанова под Новый год) с огромным удовольствием, поскольку для меня в этом фильме есть абсолютно всё и в идеальных пропорциях. Напряженное действие, яркие герои, закрученный сюжет, подноготная полицейской жизни, сногсшибательный юмор и жизненная драма — убойнейший микс из самых важных для отличного боевика ингредиентов. И помимо того, что это реактивный экшн, это еще и правильный фильм о дружбе, о взаимовыручке, о нахождении компромиссов в самых сложных обстоятельствах, о семье и её значении для человека.
«Смертельное оружие» подарило миру один из самых незабываемых и потрясающих экранных кинодуэтов в исполнении всегда харизматичного Мела Гибсона («Чего хотят женщины», «Храброе сердце») и забавного могучего Дэнни Гловера («На рыбалку», «Хищник 2»), персонажи которых напарники-полицейские отчаянный и неуравновешенный Мартин Ривз и стареющий добряк и хороший семьянин Роджер Мёрто не похожи друг на друга во всем, сложно себе даже представить более разных людей и внешне и внутренне, и их взаимоотношения, перепалки, постоянные подколы и притирки — кипящая жизнь этого фильма, а когда они вместе это поистине беспроигрышная команда в любом деле.
Ричард Доннер с успехом продолжил историю Ривза и Мёрто еще в трех последовавших фильмах, сделав прекрасную квадрологию на века, и вдохновившую многих режиссеров на создание целого пласта боевиков о непримиримых копах-напарниках («Плохие парни», «Час пик», «Танго и Кэш», «Двойной копец»), так популярных в 90-ых и по сей день. Фильм получил в 88-ом номинацию на «Оскар» за звук и 3 приза «Имидж» за фильм, главную мужскую (Дэнни Гловер) и второплановую женскую (Трейси Вулф) роли, но неутихающая зрительская любовь по всему миру к этому шедевру доказала, что он уже давно выше всех этих наград и номинаций.