Догвилль

Догвилль (2003)

Dogville

Рецензии
5
8.01 310 оценок
IMDb8.0

Сюжет фильма «Догвилль»

:

Действие происходит в 1930-е годы. Юная героиня Грейс пытается спрятаться и спастись от гангстеров. Она оказывается где-то в скалистых горах Америки, в городке под названием Догвилль. В этот город ведет дорога, а дальше, кроме гор ничего нет. Население Догвилля состоит из 15 взрослых и 7 детей. Они не горят желанием помочь бедной девочке, но соглашаются ее приютить, если она будет работать на них. Со временем, местные жители буквально обрушиваются на Грейс с невыполнимыми запросами, обличая себя как жестоких негодяев. У них есть тайна, раскрытия которой они боятся. Но и Грейс не так проста. Фильм является первой частью из трилогии «США — страна возможностей», вторая и третья части — «Мандерлей» и «Вашингтон».

Возрастные ограничения
18 +
Подробнее
Кадр из Догвилль
Кадр из Догвилль
Кадр из Догвилль
Кадр из Догвилль
Кадр из Догвилль
10
фотографий
Читайте также

Рецензии и отзывы к фильму

5
Рецензия редакции
Ольга Шпунтенко
5 декабря 2011
Собачий город

Очередной фильм от Ларса фон Триера, после которого несколько дней приходишь в себя, второй раз вряд ли посмотришь, но рекомендуешь к просмотру абсолютно всем.

Мы видим романтическую картину чуть ли не самого лучшего места на земле: в городке Догвилль, где живет 15 взрослых и 7 детей, люди стойко преодолевают все лишения и вполне даже с юмором относятся к своей жизни ниже прожиточного уровня. Как-то вечером (естественно, а когда еще?) к ним под звуки выстрелов забредает Николь Кидман и просит о помощи. Горожане вполне понятно сомневаются, стоит ли им скрывать невесть откуда взявшуюся девушку, если за ней по очереди ездят то гангстеры, то полиция. Поддавшись проповедям младшего Тома Эдиссона, который от безделья возомнил себя писателем, философом и по совместительству очень талантливым человеком, город принимает Грэйс. Конечно, за невысокую арендную плату и залогом за последний месяц. Надо понимать, что никаких квартир «после косметического ремонта с санузлом в плиточке до потолка» Грейс не досталось, а потом и вовсе недвижимость выросла в цене, и жить в Догвилле для нее становится всё дороже.

Ларс фон Триер — тот, кто нарушает правила, которые сам себе установил. Во-первых, он торжественно поклялся снимать только трилогии. Первая, «Европа», была снята в конце 80-х, вторая «Золотое сердце» относится ко второй половине 90-х, «США: страна возможностей» появилась в начале 2000-х. Из этой последовательности вырывались только «Медея» и «Пять препятствий». «Догвилль» — первая часть американской трилогии, за ней шел «Мандерлэй», только вот последнюю часть, «Васингтон», можно не ждать — работа над сценарием вогнала в депрессию самого фон Триера.

Во-вторых, господин фон Триер не менее торжественно дал обет целомудрия, когда подписывал свою «Догму 95». Датский режиссер со всей ответственностью заявил, что «кино умерло и взывало к воскресению» и установил 10 правил нового кино, как, например: никаких декораций, ручная камера, пленка 35 мм, имя режиссера не должно фигурировать в титрах. Есть порядка ста фильмов, снятых по «Догме 95» — сам Ларс не снял ни одного фильма, который бы удовлетворял всем десяти правилам.

Тем не менее, как и установлено манифестом, в «Догвилле» практически нет декораций — размеченные мелом дома и кусты крыжовника, да аптечка с двухъярусными кроватями. Сначала похоже, что нам намекают — жителям домов нечего скрывать; потом становится понятно — людям просто всё равно, что творится у их соседей.

В фильме, в соответствии со вторым пунктом «Догмы», практически нет музыки («музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене»). Из реальной музыки мы слышим только орган в молельном доме, пользоваться которым боятся; все же напряженные и очень напряженные диалоги проходят без звукового сопровождения. Зато, когда герои пускаются в размышления о своей нелегкой доле, зритель может насладиться музыкой Вивальди. Кому Вивальди не нравится — пожалуйста, Дэвид Боуи со своей веселенькой Young American сопровождает фотографии реальных людей, которые жили во времена Великой Депрессии.

В-третьих, несмотря на то, что Ларс фон Триер постоянно говорит и снимает о США, он никогда в жизни не был в этой стране. Оправдывается он боязнью путешествий, но твердо убежден, что даже Кафке не нужно было плыть в Америку, чтобы потом написать о ней. Есть мнение, что «США: страна возможностей» — реакция режиссера на события 11 сентября 2001 года, однако его открытое презрение к Западу стало легендой и до этих печальных событий. Герои фильмов фон Триера внешне приличные люди, внутри которых таится весь комплект человеческих пороков.

И о пороках. Несомненно, вдохновением для «Догвилля» послужила история про Содом и Гоморру, где Грейс выступает в роли праведника, показывающего Господу всю низость и пороки этих людей. Прикрывать исследовательской философией жесткую критику американского режима — это очень в духе фон Триера.

В «Догвилле» режиссер сам был еще и оператором-постановщиком; положенная по «Догме 95» ручная камера и многочисленные крупные планы показывают нам, как сильно и глубоко он чувствует актеров и их-своих героев. Актеры, естественно, не выдерживали: известно, что после «Догвилля» Николь Кидман отказалась дальше сниматься у фон Триера, а Бьорк после «Танцующей в темноте» до сих пор без истерик не вспоминает датчанина. Сам он, к слову, считает себя в отношениях с актерами очень милым.

То, что делает и чем интересуется фон Триер, зритель воспринимает с трудом; его фильмы заставляют думать, оценивать, оправдываться и выбирать, на чьей ты стороне. Обычно это значит, что режиссер обречен нести крест автора экспериментального кино и снимать фильмы для «знатоков». Однако в какой-то момент кино стало делиться на фильмы фон Триера и все остальные, и на форумах тут и там появляются комментарии: «Ужасный фильм! 10 из 10». Ради этого стоит снимать.

Рецензии пользователей
)))) TU )))
25 декабря 2016
10
)))) TU ))) поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Догвилль»

Сначала не поняла, что это фильм, подумала странный какой-то. Авторское кино, стыдно признаться, почти не смотрела. Только позже поняла, что посмотреть как просто фильм, где мысли «пробегают табуном» или иногда умудряются особо прытко и не «пробегать», не получается.

Досмотрела до конца — зацепил, но мысли, как скакуны не бежали. Только вернувшись к началу фильма по-настоящему начала его смотреть, т.е. не включив мозг, можете и не начинать напрягать зрение. Да, люди так порочны, а если «присмотреться» к их поступкам, действиям, фразам, то становятся еще и «прозрачны».

Понравилась рецензия?   0+
Петр Веклич
31 декабря 2015
10
Петр Веклич поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Догвилль»

Учёные когда-то провели интересный опыт. Они вживили крысе в мозг, в центр удовольствия, электрод, и вывели его на педаль. И крыса всё нажимала и нажимала на эту педаль, пока не сдохла. Этот фильм, конечно, про людей, однако чем отличается человек от животного? Только тем, что человек может управлять своими инстинктами, а животное не может. И если человек не управляет своими эмоциями и желаниями, не ставит их под контроль, то он уже не человек, а разумное животное. По словам одного из героев, если таким людям дать еду, они будут есть, пока не лопнут. А если у них появится хоть какая-то крохотная власть над себе подобным, то они быстро превратят её в кошмарную рабовладельческую деспотию, которую под разными предлогами будут усиливать и усиливать, пока не погибнут. Это касается социумов любого размера, от империи до крохотной общины.

1930-е годы. Где-то в США, далеко в Скалистых горах затерян маленький шахтёрский городок Догвилль, всё население которого вместе с детьми составляет 22 человека. Однажды в городе появляется хрупкая, тонкая и избалованная девушка Трейси (Николь Кидман), которой во что бы то ни стало надо от кого-то скрыться — то ли от гангстеров, то ли от полиции. Жители города дают ей приют. Скоро она становится, как ей кажется, полноправным членом этого маленького социума, но затем условия меняются, и вместо избавления от преследования Трейси попадает в настоящую западню из привычек, правил, законов и пороков паразитической системы, причудливо отразившейся в умах населения маленького городка.

Люди, выросшие в условиях дикого Запада, внешне доброжелательны, вежливы и приветливы, работают не покладая рук. Однако у каждого из них в глубине души спрятаны многочисленные пороки, которые могут длительное время никак не проявляться. Оказывается, быть рабовладельцем, хоть и в крохотных масштабах, довольно привлекательно. Ни для кого не секрет, что самые жестокие рабовладельцы и надсмотрщики получаются из бывших рабов. Хотя нет, рабов, как и разведчиков, не бывает бывших. Можно быть рабом на свободе, а свободным — и в тюрьме; можно очутиться в рабстве, но не стать рабом. Потому что рабство — не положение, а внутреннее состояние человека. Чем отличаются раб и свободный человек, оба находящиеся в рабстве? Свободный человек стремиться вырваться из рабства, порой даже ценой собственной жизни. А раб — мечтает сам стать рабовладельцем или хотя бы надсмотрщиком. Как только у него появляется хоть крохотная власть, возможность манипуляции другим человеком, самоутверждения, он немедленно ею воспользуется. Если же раб осознает своё рабское положение, будет бороться с ним хотя бы внутренне, он уже не раб.

Как только Трейси объявлена в розыск за уголовное преступление, жители начинают превращать девушку в почти безплатную прислугу, тут же найдя благообразное объяснение в виде дополнительной платы за риск укрывательства, хотя прекрасно знают, что она невиновна. После попытки её побега, сорвавшейся из-за предательства Бена, похотливого водителя грузовика, они окончательно сбрасывают свои благообразные маски и на общем собрании превращают Трейси в буквальном смысле слова в рабыню, надев тяжёлый ошейник. Днём она работает на каждого из своих лилипутских, но вполне настоящих рабовладельцев, выполняя тяжёлую, грязную или рутинную работу, а ночью, тоже по очереди, вынуждена ублажать мужскую часть населения, получая вдобавок обвинения от женщин, что она совращает их мужей. Лживость, фантастическое двуличие, подлость и другие проявления социальных пороков потрясают зрителя. Поражает прикрытая добродетелью развращённость. Люди видят всё, но делают вид, что не замечают, сознательно закрывая глаза на собственные и порождённые ими, происходящие вокруг мерзости.

А что же Трейси? Понимала ли она, в какую ловушку попала? Сначала, скорее всего, нет. Отсутствие жизненного опыта и понимания законов социума создало у неё представление о том, что всем людям изначально присущи те же качества, которые есть у неё — доброта, взаимопомощи, благодарность. Трейси видит чудесную природу, спокойных и доброжелательных людей, которые хоть и живут очень небогато, но каждую субботу собираются в церковь послушать проповедь, которую за неимением священника преподносит один из жителей, молодой философ Том, и очень старается угодить каждому. Но потом идиллия превращается в кошмар, который её мозг упорно отказывается принять. Лишь прибытие Светлых Сил в лице гангстеров (вот ещё гримаса Голливуда!) даёт ей возможность осознать, что поведение жителей Догвилля необратимо, изменить их мировоззрение невозможно, они не осознают своей глубокой порочности и подлежат наказанию за свои действия.

Трейси вытерпела столько страданий не впустую. В результате тяжёлого жизненного опыта она поднялась на новый уровень сознания, добившись просветления разума, пусть даже и в крохотном масштабе. Понимание привело её к решительным действиям, позволившим остановить Зло.

Понравилась рецензия?   +7+
Елена Анисимова
15 июня 2013
10
Елена Анисимова поставила оценку 10 и написала отзыв к фильму «Догвилль»

«Люди везде одинаковые — жадные как звери!» Фильм шокирует уже с первых минут просмотра, когда перед нами предстает тихий городок Догвилль с населением в пятнадцать человек.

Такого я никогда еще не видела! Ни стен у домов, ни солнца, ни дождя. Лишь звуки, по которым мы и можем узнать, что идет дождь, или дует ветер. Весь город как театральная сцена. И даже кусты крыжовника и собака изображены чисто схематично. И благодаря этому мы можем сами, в своем воображении «дорисовать» Догвилль. Отсутствие стен дает нам возможность видеть всех, наблюдать за всеми. Камера находится в «свободном полете», и возникает чувство, что зритель находится среди жителей этого городка, бродит за ними, наблюдает.

Очень тяжел для просмотра. Лично мне понадобилось устраивать себе небольшие паузы, чтобы успокоиться и осмыслить увиденное и, затем, снова вернуться в это царство прогнивших сердцем людей. Возникает пустота, которая с каждой просмотренной минутой съедает зрителя изнутри все больше и больше. И кажется, что к концу фильма от тебя уже ничего не останется. «Догвилль» уничтожит Вас! Растопчет! И не ждите никакого снисхождения!

Немного о сюжете.

Люди Догвилля давным-давно смирились со своей участью, впали в уныние. Среди них резко выделяется лишь один — Том Эдисон-младший (Пол Беттани). Человек, считающий себя писателем, но так ничего и не создавший. Занимается Том тем, что бродит по городу, размышляя о чем-то своем, и тем, что собирает местных жителей дабы вразумить им идеи «морального совершенствования». Но эти бесполезные уроки не дают плодов. Ничего не меняется.

Пока откуда ни возьмись появляется беглянка Грэйс (Николь Кидман). И Том сразу понимает, что это не просто случайность. Но принимать Грэйс в городе не торопятся. И на совете Том уговаривает жителей дать ей время чтобы проявить себя, показать свою сущность. Казалось бы, он помогает очаровательной беглянке. Юная Грэйс, не проработавшая в своей жизни ни одного дня, быстро завоевывает доверие города и сама влюбляется в его жителей.

Грэйс — чистейшее добро. Милосердная, трудолюбивая она делает для этого города все, что в ее силах. Она с детской наивностью верит, что сможет вытащить со дна безысходности и равнодушия этих людей. И помогает ей в этом Том. И поначалу кажется, что это единственный разумный человек в Догвилле. Но сказка быстро заканчивается. Людям требуется все больше и больше внимания Грэйс. Но она чисто физически не может им его дать. Каждый хочет получить свой кусок пирога, и жителям неважно, какой ценой они этот кусок оторвут. Начинаются издевательства, мучения Грэйс.

Маленький Джейсон произносит удивительную фразу: «Когда люди не могут сделать для других все, что в их силах, хотя и обещают это, эти другие сходят с ума». Она звучит как оправдание поведения жителей и как обвинение, брошенное в Грэйс: «Это ТЫ во всем виновата!». А она молчала и все прощала. И Том, казавшийся ей и зрителю добропорядочным юношей, вдруг снимает свою маску. Мы видим человека расчетливого, от Грэйс он ждет лишь удовлетворения своих плотских желаний. Финал фильма шокирует, но сразу же возникает мысль, что по-другому быть просто не могло.

Об актерах.

Они либо избранные, либо сумасшедшие. Ведь работать с Ларсом Фон Триером адски тяжело, и это подтверждали многие актеры. Но именно это «спартанское» отношение к актерам, необычная постановка и, конечно, же не могу не сказать о великолепной музыке Вивальди, превратили эту картину в необузданную, неуправляемую силу, способную «перепахать» все Ваше сознание, заставить дрожать все фибры Вашей души. И это прекрасно!

P.S. Ларошфуко сказал: «Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра…». И понимаешь, что в этих словах есть своя доля правды. Может поэтому на все это так больно смотреть. Вы так не думаете?

Понравилась рецензия?   +5+
Виталий Инёшин
15 марта 2013
10
Виталий Инёшин поставил оценку 10 и написал отзыв к фильму «Догвилль»

«Догвилль» — крайне смелая и по-настоящему впечатляющая лента, поставленная самым известным и скандальным датским постановщиком Ларсом фон Триером («Танцующая в темноте», «Рассекая волны») в 2003-ем году по его же собственному сценарию.

Действие фильма происходит в Америке во времена Великой депрессии. В один захолустный городишко Догвилль, спасаясь от преследования гангстеров, заезжает девушка по имени Грэйс. В городе живут милые и приветливые люди, живущие как маленькая община, которые поначалу с недоверием, но потом с радостью принимают к себе беглянку, дают ей кров и работу. Полиция и бандиты периодически наведываются в город, но никто Грэйс не выдает и со временем люди начинают считать её за это им обязанной, и периодически пользуются её вынужденным положением с корыстью. Постепенно все эти тихие люди в городишке начинают раскрываться с истинной и нелицеприятной стороны, мужчины все наперебой пристают к Грэйс, их жены ненавидят её за это, и всячески издеваются над ней. Она становится рабыней в Догвилле, которой манипулируют и пользуются все, но никто из жителей не знает ничего о том, кто же на самом деле такая Грэйс, и скоро этот жестокий городок, полный лицемерия и предательств, поплатится за все.

Первое что, конечно же, хочется выделить — это новаторский и крайне нестандартный подход фон Триера к визуальному решению фильма, снятому практически без декораций, в павильоне с расчерченными на полу секторами, и кино это поначалу напоминает типичную театральную постановку, но постепенно погружаясь в действие весь этот минимализм, становится невероятно атмосферным, органичным и очень художественным. Триер снял абсолютно мизантропичное кино о том, как люди, обожая говорить о своем благородстве, всячески угнетают друг друга, втайне радуются неудачам своих друзей и используют слабых ради своих собственных низменных целей, кино о человеческом зле, которое зачастую кроется под миловидной улыбкой и ласковыми приветливыми речами, о дикой человеческой природе, которая в определенных обстоятельствах вылезает из всех нас.

В этом фильме собран необычайно талантливый и богатый на голливудских звезд каст, который, пожалуй, и затянул массового зрителя в кинотеатры на столь необычную картину, среди которого, безусловно, хочется выделить главную героиню в исполнении австралийки Николь Кидман («Кроличья нора»), сыгравшую здесь, на мой вкус, одну из лучших своих ролей. Великолепны и незабываемы в своих образах Пол Беттани («Гангстер №1»), Патриша Кларксон («Легендарный»), Бен Газзара («Счастье»), Хлои Севиньи («Парни не плачут»), Стеллан Скарсгард («Призраки Гойи»), Джеймс Каан («Вор») и Лорен Бэколл («У зеркала два лица»). Потрясающий фильм для всех, кто устал от заурядностей и шаблонностей голливудского кино и любит по-настоящему драматичные истории.

Понравилась рецензия?   +9+
Новые трейлеры